• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1718"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Фанатик. Глава I. Царь поет на клиросе
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    2. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    3. Тень Ирода. Глава XI
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    4. Великий раскол. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    5. Фанатик. Глава XI. Юродство -- сила древней Руси
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    6. Ванька Каин. Глава III
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. Фанатик. Глава II. Ужасное подозрение
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фанатик. Глава I. Царь поет на клиросе
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: обыкновенного. Но что особенно поражало и привлекало взоры всех -- это гигантская фигура человека, стоявшего на правом клиросе. Гигант был не в монашеском одеянии, а в камзоле из грубого темно-зеленого сукна с красными выпушками и обшлагами, из-за которых видны были белые манжеты. На голове гиганта целая грива черных лоснящихся волос с небольшою косицею. На гладко выбритом полном лице, несколько осунувшемся, оставлены были только небольшие, несколько поднятые кверху усы. Но что особенно поражало в этом энергическом лице, в гордом повороте головы -- это необыкновенные глаза, которые, казалось, насквозь проникали душу и вселяли в нее невольный трепет. А между тем лицо это подергивалось иногда какими-то нервными судорогами. Гигант пел вместе с прочим клиром, только сильный грудной голос его так резко выделялся из всего клира, что, казалось, он один только и был слышен. В то время, когда архимандрит стал читать молитву: "Боже святый, иже во святых почиваяй", гигант обратился к одному из стоявших на клиросе монахов: -- Что нынче из Апостола читается? -- К коринфянам послание, ваще царское величество. -- отвечал инок, иеромонах Иоаким Олончанин. -- Подай мне Апостол, я буду читать,-- сказал гигант. Иеромонах с глубоким поклоном подал книгу, развернутую на одном месте, с шитою золотом закладкою. -- Глава четвертая на десять, ваше царское величество,-- пробормотал он с тем же глубоким поклоном. Гигант взял книгу и вышел с нею на середину церкви, к амвону. Перед ним все с трепетом и низкими поклонами расступались, словно трава перед косою. -- Благослови, владыко! -- возгласил между тем...
    2. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: с", н а "Маргери т". -Ефрем Сирин(умер в 373 году) - церковный писатель, книга его "Поучений" была издана в Москве в 1647 году; Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова (последняя книга Нового завета) книга пророчеств;Маргери т - книга избранных бесед Иоанна Златоуста, византийского церковного деятеля и писателя IV - V вв. ... для... похода под Азов... - имеется в виду поход 1696 года, закончившийся взятием этой турецкой крепости. С. 139. ... наш отечественный Торквемадо... - Торквемада Томас (ок. 1420 - 1498) - глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492). Боярин князь Иван Иванович Хованской... и з "тараруевце в"... - "Тараруем" (пустомелей) называли князя Ивана Андреевича Хованского (? - 1682), отца героя. В 1682 году, будучи во главе Стрелецкого приказа, во время московского восстания стрельцов выступил против правительства Софьи; был казнен. С. 140. Распоп- поп-расстрига, с которого снят священнический сан. Батырщик- типографский работник, печатник. С. 143. Бармы- драгоценное оплечье, украшавшее великокняжеское или царское платье. С XV века - одна из необходимых регалий при короновании. С. 144. Аналой- высокий столик с наклонным верхом для богослужебных книг и икон. С. 146. ... Павловы-де твоиуста... - апостола Павла, ученика Иисуса Христа, по церковному преданию, "страждущего в оковах". С. 148. ... родитель мой короводился с Никоном... - патриарх Никон пользовался особым расположением царя Алексея Михайловича, до опалы назывался "собинным другом". С. 149. Стефан Яворский(1658 - 1722) - русский церковный деятель, писатель. С 1700 по 1721 год - местоблюститель патриаршего престола. Написал полемическое сочинение против лютеранства "Камень веры". Епифаний Словенецкий(Славинецкий) (? - 1675) - русский и украинский писатель и ученый, составитель словарей, переводчик духовных песен ...
    3. Тень Ирода. Глава XI
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: Руси, но они покоились на невежестве масс, на спинах правда могучих, но все-таки на спинах в слепоте пребывающего досель народа. А образы новых идеалов у стонущей недовольством Руси еще не очерчивались в беспросветном мраке. Царевич, Евфросиния, Кикин, Вяземский, Никитушка Паломничек, некрасовец и калика перехожий Бурсак, Левин, навигатор князь Прозоровский -- все это как бы нервами чувствовало, что жизнь не так бы должна идти, с ними заодно чувствовала и необозримая серая масса, чуявшая, что ее, как и заповедные рощи, "пятнать", "клеймить" скоро будут... но -- "ничего не поделаешь"... Оставалось терпеть, страдать -- и страдание становится целью, идеалом! Теперь перед вами пройдут другие лица из того петровского сумрака, в котором даже не разберешь -- из этих ли темных углов светится что-то более симпатичным светом, из углов, где царил страх и страдание, или с бортов того могучего бота, который слишком прямолинейно тащил к своему маяку серую массу, не думая о том, что она вся изобьется о подводные камни, шхеры, мели. А надо было тащить, надо, пора... давно пора!.. Перед нами должны пройти лица иного закала, лица, сидевшие на самом историческом боте русской жизни, уснащавшие его новыми снастями, державшие парус, цеплявшиеся за мачты, реи... У этих не те идеалы, да это и не идеалы, а осязательные реальности, за которые можно было ухватиться и подняться высоко, до верха мачты. Это -- дельцы, взбиравшиеся на мачту и часто ломавшие себе шею... Вон они почти все налицо или по крайней мере наиболее выдающиеся профили некоторых из них -- вон они собрались на одной из...
    4. Великий раскол. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: вестник", 1881, No 5, "Русская старина", 1894, NoNo 2, 3. Переиздан в кн.: Д. Л. Мордовцев. Великий раскол. Накануне воли. Ростов-на-Дону, 1987. Послесловие В. С. Момота. С. 218. Воскресенский монастырь был основан в 1656 г., расположен у г. Истры Московской обл.; место ссылки Никона в 1658-- 1666 гг. Иванушко -- Иван Корнилиевич Шушера (Шушерин), ум. в 1693 г., крестоноситель (ставрофор) Никона, его ревностнейший сторонник. В 1667 г. заключен на три года в тюрьму, затем сослан в Новгород. Автор "Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха" (1681--1686), одного из источников романа Мордовцева. Саввино -Сторожевский монастырь основан в 1399 г. в окрестностях г. Звенигорода. С. 221. "Исполла эти, деспота!" -- приветствие епископу или патриарху, которое поет хор на литургии: "Господина и архиерея нашего, господи, сохрани на многая лета". Достойно есть -- песнь, которой хор приветствует архиерея при входе в храм. "Говори ектенью!" -- Великая и сугубая ектения (см. Словарь) включали прошения за царя и патриарха. По оставлении Никоном патриаршего престола выполнявший его обязанности Питирим Крутицкий запретил поминать Никона на ектениях. С. 224. Вот письмо... -- текст письма см.: Соловьев, кн. 6, с. 246-- 247; Гиббенет, 2, с. 739. Котошихин Григорий Карпович, подьячий, бежавший в Швецию; автор записок -- ценного документа для истории быта и...
    5. Фанатик. Глава XI. Юродство -- сила древней Руси
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: державным "плотником" Питере, узнал его и Петербург. "Христа-ради юродивые" -- это была сила, с которою должна была считаться древняя Русь. Юродивые в то время являли из себя ходячую сатиру, бичевавшую сильных и богатых. С нею должны были считаться и цари, даже такие неподатливые на уступки кому бы то ни было, как Грозный. В словах, иносказаниях и поступках, даже в видимых дурачествах искали и находили пророческий смысл. Юродивые такие резкости говорили всенародно в глаза сильным, какие для других, не для юродивых, могли кончаться застенком и плахою. Особенно в женской половине московской Руси они были всесильны. Считалось за честь принимать у себя босого и нечесаного Фомушку или Никитушку, и Никитушки давали тон общественному мнению, направляя иногда государственные дела в нежелательную для властей сторону. За них стояли и народ, и войско. Наш Фомушка являлся живым протестом обновления Руси, и за ним стояла вся старинная бородатая знать. Фомушка ядовито осмеивал все нововведения гениального преобразователя, и злые сатиры его переходили из уст в уста, от боярыни к боярыне, от святителя к святителю. Он постоянно язвил особенно Феофана Прокоповича 12 , сочиняя про него небылицы и нелепые вирши, вроде следующей: Хохол, хохол, Черкаской вол, Мазепин брат, А чертов сват -- На Русь пришел, Латынь привел С табун-травой, Что выросла из черева Блудницы злой. Эти глупые вирши расходились по Москве и по Петербургу, отравляя и без того невежественные умы, и глухая смута таилась то по боярским домам, то по кельям старых, закоренелых святителей-"пустосвятов". Как Фомушка избегал страшной дубинки преобразователя, это была его тайна, и скорее тайна покровительствовавших ему боярынь и даже "дворских девок", то есть придворных фрейлин....
    6. Ванька Каин. Глава III
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: Каин и Камчатка под Каменным мостом в воровском притоне. В одном из старинных жизнеописаний Каина, которое носит заглавие «Жизнь и похождения российскаго Картуша, именуемаго Каина, известнаго мошенника и того ремесла людей сыщика, за раскаяние в злодействе получившаго от казны свободу, но за обращение в прежний промысел сосланнаго вечно на каторжную работу, прежде в Рогервик, а потом в Сибирь, писанная им самим, при Балтийском порте, в 1764 году», — Каин говорит будто бы от своего имени: «Я родился в 1714 г.» [2] ; в исследовании же г. Есипова, составленном на основании подлинных документов сыскного приказа, значится, что Каин родился в 1718 г. в Ростовском уезде, в с. Иванове, в крестьянском семействе, принадлежавшем гостиной сотни купцу Филатьеву. Тринадцати лет Ванька привезен был в Москву на господский двор, где, по-видимому, вся обстановка его жизни сложилась так, чтобы выработать из крестьянского мальчика тип «удалого доброго молодца», только не «понизового разбойничка», не «бурлаченьку вольного Поволжья», а гражданина «матушки каменной Москвы». Жизнь при господском дворе в то время была, можно сказать, исключительно приспособлена к тому, чтобы из дворовых людей вырабатывать будущих «разбойничков» и тем пополнять и без того богатый контингент понизовой вольницы. В помянутом жизнеописании Каина он сам рассказывает о причинах и начале своих воровских похождений и рассказывает со свойственными его оригинальной, чисто народной речи прибаутками, рифмованными пословицами и ловкими загадочными сравнениями, которые так нравятся народу, в устном ли рассказе, или под какими-нибудь лубочными картинами. «Что до услуг моих принадлежало, — говорит Каин, — то со усердием должность...
    7. Фанатик. Глава II. Ужасное подозрение
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: государя в обитель великий убыток монастырю учинил, и этих денег вам не будет,-- сурово отвечал архимандрит инокам, когда те спросили его про государево жалованье. Эти слова поразили монахов, и по келиям качались тайные совещания о том, как быть. Особенно резко осуждал настоятеля знакомый уже нам монастырский уставщик Иоаким Олончанин, прозванный так потому, что родом был из Олонца: он во время службы, как мы видели, подал царю на клиросе Апостол и указал, какую главу следует читать из послания апостола Павла к коринфянам. Его перебил монастырский "свиточник", белец Степан Артемьев. -- Он нас всех подведет под пытку,-- взволнованно говорил Степан некоторым пришедшим в его келью монахам. -- Прошедшею осенью, в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны 3 , это был день субботний, после обедни и обеда пришли ко мне по свитки вот он, отец Иоаким... -- Помню, приходил,-- подтвердил тот,-- да отец Кирилл, бывший архимандрит, тут же случился, да и отец Иоанн Лоянский... Как же! Помню... Я еще и говорю отцу Кириллу: сегодня-де царицы ангела торжество, а у нас у обедни родителей поминали... -- Это в царский-то день поминать! -- укоризненно покачал головой один из монахов. -- Да,-- продолжал Олончанин,-- я и говорю отцу Кириллу, что-де в городе и по мирским церквам в такие дни за царское здоровие молебны поют и заздравные чаши величают. А ты-де, говорю, Кирилл, как был архимандритом, так ли делал? "Нет,-- говорит,-- при мне-де в такие государевы ангелы родителей не поминали, и неподобно-де в такие дни родителей поминать, а всегда-де бывали торжества, и за государево здоровье молебны певали и чаши величали". -- Еще бы! А при этом идоле нам и по малой чарочке не дадено! -- заметил Олончанин. -- Какая там чарочка! -- с сердцем добавил...