• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Великий раскол
    Комментарии

    Комментарии

    Роман впервые опубликован в 1878 г., отдельным изданием -- в 1881 г. Неоднократно переиздавался, имевшиеся указания на количество частей ("в двух частях", "в трех частях") были факультативны и зависели от формата изданий. Основные рецензии: "Вестник Европы", 1881, No 8, "Русский вестник", 1881, No 5, "Русская старина", 1894, NoNo 2, 3. Переиздан в кн.: Д. Л. Мордовцев. Великий раскол. Накануне воли. Ростов-на-Дону, 1987. Послесловие В. С. Момота.

    С. 218. Воскресенский монастырь был основан в 1656 г., расположен у г. Истры Московской обл.; место ссылки Никона в 1658-- 1666 гг. Иванушко -- Иван Корнилиевич Шушера (Шушерин), ум. в 1693 г., крестоноситель (ставрофор) Никона, его ревностнейший сторонник. В 1667 г. заключен на три года в тюрьму, затем сослан в Новгород. Автор "Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха" (1681--1686), одного из источников романа Мордовцева. Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1399 г. в окрестностях г. Звенигорода.

    С. 221. "Исполла эти, деспота!" -- приветствие епископу или патриарху, которое поет хор на литургии: "Господина и архиерея нашего, господи, сохрани на многая лета". Достойно есть -- песнь, которой хор приветствует архиерея при входе в храм. "Говори ектенью!" -- Великая и сугубая ектения (см. Словарь) включали прошения за царя и патриарха. По оставлении Никоном патриаршего престола выполнявший его обязанности Питирим Крутицкий запретил поминать Никона на ектениях.

    С. 224. Вот письмо...-- текст письма см.: Соловьев, кн. 6, с. 246-- 247; Гиббенет, 2, с. 739. Григорий Карпович, подьячий, бежавший в Швецию; автор записок -- ценного документа для истории быта и нравов России XVII в.

    С. 226. ... взял посох митрополита Петра -- Петр (ум. в 1326) -- митрополит с 1308 г. В 1325 г. он перенес кафедру в Москву. При его гробе в Успенском соборе нарекались и избирались русские первосвятители. Посох Петра вручался митрополитам, а с 1589 г. патриархам, при их рукоположении в сан. Иде же аще не приемлют вас...-- Никон применяет к себе заповедь Христа апостолам (Матфей, гл. 10, ст. 14). Артамон Сергеевич Матвеев (1625---1682), ближний боярин Алексея Михайловича, вдохновитель многих просветительских начинаний. Погиб в дни стрелецкого бунта.

    С. 227--228. Никон посылает своего боярина -- стряпчего князя Дмитрия Мещерского. Описываемый эпизод произошел 6 июля 1658 г. Литургия -- главная служба православной церкви, "таинство принесения бескровной жертвы и приоткрытая будущего царства". На литургии совершалась евхаристия -- причащение верующих "телом и кровию Христа" под видом хлеба и вина.

    С. 229. ... а если помыслю быть патриархом, то буду анафема -- вероятнее всего, что клятвы с анафемой Никон не произносил. Как ходил я с царевичем... В августе -- сентябре 1654 г., во время пребывания царя в походе, в Москве возник мор, Никон вывез царское семейство в Колязин монастырь. В конце августа 1654 г. в Москве возникли волнения: народ видел в моровом поветрии "гнев божий" за поругание икон, "скребеных" по указанию Никона. Иконоборчество -- учение, осуждавшее писание икон и поклонение им, в 843 г. было осуждено как ересь. Обвинение патриарха в иконоборчестве было несостоятельным, т. к. он приказывал "скрести" только иконы, не соответствующие установленным церковным нормам, написанные в "западной манере".

    С. 230. ... хотели меня камением побить -- Никон сближает свою "православную паству" с иудеями, убившими камнями первосвященника Стефана за проповедь веры в Христа. Толпа не выдержала... Согласно документам дела Никона, народ не мог помешать патриарху, т. к. он переодевался в особом церковном помещении. Воспрепятствовали Никону приближенные царя.

    С. 231. Черный клобук -- мягкий колпак со спускающимся на плечи черным покрывалом, головной убор монахов и епископов на Руси. Патриархи "в ознаменование особенной чистоты помыслов и просвещенности божественным светом" носили белый клобук.

    С. 232. Ильинка -- ныне ул. Куйбышева.

    С. 233. Паисий Лигарид (1610--1678) -- один из самых коварных противников Никона. Прибыл в Москву 12 февр. 1662 г. Составленные С. Стрешневым и Паисием 30 пунктов о Никоне легли в основу обвинений на Соборе 1666 г. Нехристь!.. Самоставник -- как было известно Никону, Лигарид был отрешен от своей газской митрополии иерусалимским патриархом Нектарием и приехал в Москву с грамотой константинопольского патриарха Дионисия как настоятель одного из иерусалимских монастырей. С точки зрения церковных правил, эта грамота считалась недействительной; Паисий вообще пользовался дурной репутацией и подозревался в склонности к католичеству; о его роли в деле Никона подробно см.: Гиббенет, 1, с. 101--105; 2, с. 431--433. ... огненный дух сошел в виде языков "Деяниям апостолов" (2; 1--4), сошел святой дух, и они обрели способность говорить на разных языках. Ссылка на "Деяния апостолов" служила в средние века аргументом для сторонников "равнодостойности" языков. Обещался и ты царя не слушать -- при наречении Никона патриархом (23 июля 1652 г.) епископы и царь дали обещание слушаться его в делах церкви и веры. ... государеву грамоту приносил... клятвенные слова говорить! -- приезд бояр Н. И. Одоевского и Р. М. Стрешнева, Паисия Лигарида и Иосифа Астраханского 18 июля 1663 г. был связан с одним из эпизодов тяжбы (1661--1663) Никона с окольничим Романом Боборыкиным, который продал и передал по вкладу сенокосы и пашни Воскресенскому монастырю, а после падения патриарха пытался их отсудить назад, обвинив Никона, в частности, в посягательстве на его жизнь. Царь решил дело в пользу Боборыкина. Никон 25 и 26 июня 1663 г. клал "под крест и образ богоматери" прежнюю жалованную грамоту царя; в грамоте земли закреплялись за монастырем навечно под угрозой проклятия в случае нарушения писаного. Никон проклинал Боборыкина и говорил псалом: "Суди, Господи, обидящия мя"; окольничий донес, что патриарх проклинает царя на литургии. См. подробнее: Гиббенет, 2, с. 43--84.

    С. 234. Заамвонная молитва -- молитва священника, произносимая за амвоном во время литургии; в ней испрашивается благословление для всех членов церкви. Какой на Москве собор -- в 1663 г. царь созывал собор епископов, который должен был решить судьбу "вдовствующей российской церкви".

    С. 235. Иоаким, архимандрит Чудовский, настоятель Чудова монастыря в Московском Кремле, с 1674 г. -- патриарх; в миру Иван Андреевич Савелов (1620--1690). Кто тебя в митрополиты поставил -- не ведаю -- Питирим -- с 1664 г. митрополит Крутицкий, с 1672 г. всероссийский патриарх, ум. в 1673 г. Он был переведен из Крутицкой митрополии в Новгородскую Паисием Лигаридом вопреки каноническим правилам: переводить митрополитов мог только патриарх.

    С. 239. Венец-де нетленный -- символизирует загробное воздаяние и славу, обретаемые мучениками. Логин дискос... на престол с телом Христовым и чашею.-- Ср.: Аввакум, с. 29. Дискос, чаша, воздух (покров, колебание которого священником символизирует приближение святого духа) -- символические атрибуты литургии. "Чудо с портками" для Аввакума -- свидетельство торжества "старой веры". Портки Логгина "святее", чем воздух на никонианской литургии

    С. 241. Человече... и вся тварь со человеки...-- Аввакум обращается к Пашкову со словами заклятия дьявола. ...всепетая... -- эпитет девы Марии из "Акафиста богородице".

    С. 244. Дай мне, грешнице, ноги твои омыть -- Морозова желает омыть ноги Аввакума подобно Марии из Вифании (Иоанн, гл. 11) и безымянной грешнице (Лука, гл. 7), омывшим ноги Христа. ...господь создал жену...-- ср. Книга Бытия, 2; 22--23. Фёкла Семеновна-- см. Аввакум, комментарий, с. 278.

    С. 245. Косма и Дамиан -- известны три пары врачей-бессребреников с этими именами, канонизированных церковью.

    ... псалтырь виршами -- Перевод Псалтири (поэтическая книга Ветхого Завета, приписываемая израильскому и иудейскому царю Давиду) был осуществлен силлабическими стихами (парными "виршами") на церковнославянский язык Симеоном Полоцким; издан в 1680 г.

    С. 248. символ веры -- перечень догматов христианской веры. Текст его установлен 1-м и 2-м Вселенскими соборами в 325 и 381 гг. Его же царствию не будет конца...-- один из членов символа веры, говорящий о вечности "царства божия". Раскольники отстаивали старое чтение: "несть конца". Нам подобает умирать за един аз...-- слова эти принадлежат диакону Федору Иванову, "соузнику" Аввакума в 1668--1682 гг. См.: Материалы для истории раскола, т. VI, с. 188-- 189. Аз -- буква "а" (союз "а" в значении "но"), выброшенная никонианцами из члена символа веры: врожденна, а не сотворенна",-- относящегося к Христу. Раскольники видели в изъятии "аза" уклонение в арианскую ересь -- учение, отвергающее равнодостоинство Христа Богу-Отцу. Епифаний Славинецкий (ум. 1676) -- воспитанник Киевской Академии, монах; был выписан царем для "справы" книг по греческим оригиналам в 1649 г. Арсений-грек -- о его деятельности см. Аввакум, с. 288--289). Апостол -- новозаветная книга "Деяний апостолов".

    С. 253. ... безуем камнем и индроговым песком отпился.-- Безуй камень (безоар) -- окаменевшее вещество, которое находят в желудках диких козлов; индрогов песок -- измельченная слоновая кость. Считались целебными средствами. Причиной своего недуга (1660 г.) Никон считал попытку "извести" его диаконом Феодосией. Инициаторами отравления патриарх называл Питирима Крутицкого и епископа Павла. Историческая реальность отравления Никона сомнительна; о деле Феодосия подробнее см.: Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, т. 2, СПб., 1861, с 607--611 (издание, которым, вероятно, пользовался Мордовцев), Гиббенет, 1, с. 90--96. Рассказ Никона Разину восходит к подлинному письму патриарха боярину Н. Зюзину от 28 июня 1660 г. (ср.: Соловьев, кн. 6., с. 223).

    С. 254. В Иерусалиме был схвачен Христос. Анна и Кайфа -- иудейские первосвященники, судившие Христа. ...не буди Петром... от ножа погибнет -- обращение Никона к Разину -- слова Христа, сказанные апостолу Петру, который "обнажил меч" на воинов, посланных арестовать Иисуса ("взявшие меч, мечом погибнут" -- Матфей, гл. 26, ст. 52).

    С. 255. Борис и Глеб Морозовы -- деверь и муж Ф. П. Морозовой; о них подробно см.: Морозова, ук.

    С. 257. Фиваида -- пустыня в Египте, в которой подвизались отшельники -- основатели монашества.

    С. 258. Ванюша -- сын Ф. П. Морозовой. Как установил А. И. Мазунин, Иван Глебович Морозов родился около 1650 г. (умер в конце 1671 -- нач. 1672 г.): Морозова, с. 95. Ранее принято было считать его более молодым, "малолетним" отроком.

    С. 260. Мария Египетская (V в. ? ) -- раскаявшаяся блудница, удалившаяся в пустыню искупать грехи. Почиталась церковью как великая святая.

    С. 262. Федор-юродивый Юродивые -- подвижники православной церкви, принявшие на себя "подвиг внешнего безумия"; выражали своим поведением попрание тщеславия, следуя словам апостола Павла. Поступки юродивых подчеркивали расхождение между христианской истиной и земным "здравым смыслом". На Руси юродство, как правило, было формой пророческого "служения", обличения сильных мира сего, соединенного с крайней аскезой. О феномене юродства см.: Панченко А. М. Смех как зрелище -- в кн.: Лихачев Д. С, Панченко А. М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976. Зело крепок у Федора того подвиг был...-- рассказ о Федоре заимствован из "Жития" Аввакума (Аввакум, с. 57). Псалтирь... новых печатей -- исправленная и изданная при Никоне.

    С. 262--263. Ему представилось во сне... в селе Лопатицах...-- во сне Аввакуму представляются события его жизни -- избиение В. П. Шереметевым и искушение при исповедании девицы (Аввакум, с. 23, 25).

    С. 265. Никита Пустосвят -- Никита Добрынин, суздальский священник, прозванный никонианами Пустосвятом; расколоучитель, автор челобитных -- разборов никоновой "Скрижали" и "Жезла правления", направленной против раскольников книги Симеона Полоцкого, одобренной церковным собором 1666--1667 гг. На этом соборе Никита принес ложное покаяние; позже выступил духовным вождем стрельцов в московском восстании 1682 г. Казнен 11 июля 1682 г. после диспута с "троеперстниками" за "хуление православной веры" и непочтительное отношение к царевне Софье.

    С. 268. Мелетий, патриарх Антиохийский -- о нем см.: Аввакум, ком., с. 285; Ср.: Материалы для истории раскола, т. 1, М., 1875, с. 56--57.

    С. 269. А не вы ли... разлучили господа с Исусом! -- в никонианских книгах имя Христа стало писаться "Иисус" вместо прежнего "Исус". По мнению Аввакума, новое написание допускало еретическое словоразделение ("господь и Исус"): буква "иже" разрывала единство божественной и человеческой природ Христа.

    С. 270. -- ниже Аввакум, защищая старое чтение ("наступи" вместо "поправ"), смешивает церковнославянские глаголы "пьрати" -- "попирать" и "пьрати" -- "мыть", "стирать".

    С. 272. ... разнствует хлеб с опресноком? -- Анна спрашивает о символическом смысле различия между православной и католической просфорами (греч. -- "приношение"): католики служили литургию на пресном хлебе ("опресноке"), православные -- на хлебе из квасного теста. В литургическом православном богословии квасной хлеб имел сакральный смысл: "Хлеб квасной есть хлеб, как бы одушевленный через квас... Он показывает, что слово божие (бог-сын. -- С. П., А. Р.) воплотилось, не изменив своего вещества... Мука с закваской означает душу, вода -- крещение, а соль знаменует им и учение слова божия..." (Симеон Солунский, XIV в.). Лазарь -- см. о нем: Аввакум, комм., с. 286.

    С. 273. Лазарь подал царю челобитную -- "Роспись вкратце нововводимым церковным раздорам..." Лазарь обличал именование царя в церковной службе "тишайшим" и "кротчайшим" ("государеву имени ругаются... втайне за упокой молятся") и изменения в ектениях ("о болярех и о всех его не говорят, а говорят вместо того палаты каменныя..."). См.: Материалы для истории раскола, т. IV, с. 197-- 198. Опровержению этих обвинений Лазаря посвящен один из параграфов "Жезла правления" Симеона Полоцкого. ... истинный вертоградарь -- хранитель и возделыватель сада, символизирующего церковь. Яко свету со тьмою, Христу с Велиаром! -- цитата из второго послания коринфянам апостола Павла (6; 14--15); Велиар -- в иудаистической и христианской религиях демон -- дух небытия, существо, несущее опасность и обольщающее своей призрачностью. И разошлись, яко пьяни -- Мордовцев вкладывает в уста Морозовой фразу из описания Аввакумом своего диспута с А. С. Матвеевым и Симеоном Полоцким. См.: Материалы..., т. 5, М., 1878, с. 118.

    С. 274. Кому озеро Лач, а мне горький плач...-- Никон цитирует поговорку из "Слова Данила Заточника", произведения древнерусской литературы XII--XIII вв. См.: Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980, с. 390. На был сослан (81-- 96 гг.) по повелению императора Домициана апостол Иоанн Богослов. Здесь он, по преданию, записал явленное ему откровение о "конце мира".

    С. 275. В монастыре Макария Желтоводского отрок Никита, будущий Никон, был послушником, спасаясь от преследований мачехи Ксении. ... кудесник предсказал ему...-- о предсказании некоего татарина-гадателя рассказывает И. Шушерин (Известие о рождении... Никона. М., 1871, с. 4). В Анзерском ските Никита постригся в монахи и стал Никоном. Прожив в ските три года, он покинул его из-за столкновений с монахами и игуменом Елеазаром. В Кожеозерском ските Никон поселился в 1635 г., в 1643--1646 гг. был игуменом этой обители. В Новгороде был Новгородским митрополитом в 1648 -- перв. пол. 1652 г. Перенос в Москву мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря состоялся в июле 1652 г. по велению Никона. Филипп (Федор Колычев, 1507--1569), Московский митрополит, за обличения Ивана Грозного был отстранен от престола, а затем по лжесвидетельству убит. Акт перенесения мощей со стороны Алексея Михайловича был искуплением вины "прадеда", Никон видел в этом событии подчинение царя церковной власти; оставив престол, он неоднократно уподоблял себя гонимому и убитому за "слово божие" митрополиту Филиппу.

    С. 276. "Утоли моя печали" -- образ иконографии типа "Одигитрия" ("Путеводительница"), представляет Марию с младенцем в круге -- символе славы и с двумя коленопреклоненными ангелами по краям круга.

    С. 264. ... изменника наказного гетмана Яненка

    С. 294. титлы -- знаки, которые ставятся над сокращенным словом.

    С. 295. "Отче наш" -- молитва, которой, согласно Евангелиям, Христос заповедал молиться богу (Матфей, гл. 6, ст. 9--13). "Богородице" -- молитва, обращенная к Богоматери. "Блажен мужа" -- начальные слова первого псалма Псалтири. "Векую шаташася" -- "Зачем мятутся народы" -- начальные слова второго псалма. Черный собор -- собор монахов (чернецов).

    С. 297. ... в молитве "Господи Исусе" отъемлете "сына божия"? -- в этой молитве до исправления было обращение к Христу "Сыне божий"; стало: "Боже наш". Паисий Александрийский видел в старом варианте уклонение в арианскую ересь (отрицание единосущности сына божия -- Христа Богу-Отцу). См.: Материалы для истории раскола, т. 2, с. 275.

    С. 298. Зосима и и Герман -- Зосима (ум. в 1478 г.) -- основатель Соловецкого монастыря (около 1436 г.); Савватий (ум. в 1465 г.) впервые поселился на безлюдных Соловецких островах; Герман дважды -- сначала с Савватием, потом с Зосимой -- селился на Соловках. Высокочтимые русской церковью и народом святые. Фрагменты "Из жития Соловецких чудотворцев, Зосимы и Савватия", на которое не раз ссылается Мордовцев, были опубликованы в кн.: Буслаев Ф. И. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стлб. 727--738.

    С. 299. Ижем Христа прободали в ребра, иже есть копие! -- Никанор отождествляет внесенную никонианами в имя Христа букву "иже" с копьем, которым римский легионер пронзил Христа. ... посхимились. -- Схима -- название двух высших степеней монашества. Соловецкие раскольники, принимая схиму, готовились к смерти.

    ..."судия вселенной" -- согласно "Сказанию" александрийского патриарха Феодора Валсамона (XII в.), этот титул был дарован патриарху Феофилу царем Василием Багрянородным и константинопольским первосвятителем Евстафием за то, что Феофил рассудил спор между ними. См. подробнее: Гиббенет, 1, с. 113--114; 2, с. 469--470.

    С. 305. Афанасий александрийский (297--373) претерпел гонения от своих противников, неоднократно изгонялся из Александрии и скрывался от покушавшихся на его жизнь еретиков-ариан. Григорий Богослов (329--389) -- один из трех "великих отцов церкви", архиепископ и патриарх Константинопольский. Видя, что многие недовольны им, оставил престол и посвятил одно из своих "слов" оправданию этого поступка.

    С. 306. Когда ставят в священный сан, то говорят: "Достоин"...-- При принятии поставляемым епископских (патриарших) одежд поется песнопение "Аксиос" (греч. -- "достоин").

    С. 308. Чти Никоновы писания.

    С. 309. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (ум. в 620 г.), был канонизирован церковью. Панагия -- нагрудный отличительный знак патриархов; как правило -- изображение богоматери.

    С. 310. ...написана книга Уложение.-- "Соборное уложение" (1649), свод законов. Гнев Никона вызвала прежде всего санкционированная Уложением организация Монастырского приказа, к которому переходила прерогатива патриарха судить подвластных людей по нецерковным делам. Возмущение Никона вызвало также ограничение монастырского землевладения. Подробные возражения Никома см. в кн.: Записки отделения русской и славянской археологии..., т. 2. с. 423--498. И того тебе, Никон, делать не довелось...-- ответ Макария Мордовцев заимствует из "пунктов" о Никоне, составленных Паисием Лигаридом (пункт 30): Гиббенет, 2, с. 549--550. Проклятие Никона Макарий считает недействительным.

    С. 310. ... епархию свою оставил и живет в Москве долгое время -- по церковным правилам архиерей, отлучившийся без уважительной причины из епархии на длительное время, лишался сана. Никон переадресует Паисию Газскому предъявленное ему на соборе обвинение.

    С. 311. Никон по вестям о неприятеле приезжал в Москву летом 1659 г.; он объяснял свой приезд угрозой татарского нашествия. И ребята его каковые учители, что так учинили? -- По мысли царя, слуги Никона недостойны исполнять заповедь Христа, обращенную к апостолам -- "учителям веры". иподиакон, передал Никону в Воскресенский монастырь второе письмо от боярина Н. Зюзина, в котором Никон призывался от имени царя приехать в Москву (декабрь 1664 г.). Сысой Андреев привез к Никону первое из "ссорных" писем Зюзина. Аарон -- монах, строитель (настоятель) Воскресенского монастыря, преданный Никону. Живя в Москве, сообщал патриарху о предпринятых против него действиях правительства. Стараясь вернуть Никону престол, от имени царя призывал патриарха в Москву (приезд 27 декабря 1662 г.). Подвергнутый допросам, держался крайне независимо; сослан на Соловки в 1663 г. См. о нем: Гиббенет, I, с. 148--159.

    С. 312. Авфоний -- митрополит Новгородский: "Аффоний престарел и беспамятством объят бысть, и сам... от престола свобождения прошаше" (И. Шушерин. Известие.., с. 11).

    С. 313. Лжедмитрий -- Григорий Отрепьев, ум. в 1606., самозванец; правил страной в 1605--1606 гг.

    С. 315. Ты пещь огненную охладил некогда в Вавилоне...-- см. комм. к. с. 68.

    С. 317. Матушка Мелания -- духовная наставница Морозовой; проживала в ее доме под именем Александры Григорьевны.

    С. 318. Горе -- вверх, к небу.

    С. 319. ... звери пестрообразные "конце мира". ... власы остригли -- расстригли, лишили священнического сана.

    С. 320. Федосьюшка... надела на себя брачные одежды -- приготовилась стать монахиней ("невестой Христовой").

    С. 231. "Василиологион" -- с греч.: "Книга о царях" (1673 -- 1674), историческое сочинение, составленное писателем и переводчиком Николаем Спафарием Милеску (1636--1708). Спафарий создавал трактаты для царского семейства, работал в Посольском приказе под начальством А. С. Матвеева. "Мусы еллинские" -- возможно, сочинение Спафария "Книга избранная вкратце о девяти мусах...".

    С. 322. Шедше проповедите языком -- ср. заповедь Иисуса Христа апостолам; проповедовать слово божие народам -- Матфей, гл. 10, ст. 17. Нерон -- римский император (37--68), Диоклетиан -- римский император (243--316); были гонителями христианства.

    С. 324. Это была его жена..."принял бесчадие свое за призвание на предызбранное им поприще" (Аполлос Алексеев. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского. М., 1845, с. 9) и постригся в монахи. Жену свою он заставил против ее воли постричься в Московском Алексеевской женском монастыре. Встреча Никона перед низложением с женой -- поэтический вымысел Мордовцева. ... три письма... В них Никон сам отрекся от патриаршества; сохранилось несколько писем Никона к царю (за июль 1658 г., за июль 1659 г.), в которых он именует себя "бывшим патриархом". См.: Никон, с. 1,6.

    С. 325. Письмо Никона о поставлении нового патриарха относится к 1659 г.

    С. 326. Архиепископа сербского Гавриила били никоновы крестьяне в селе Пушкине...-- Гавриил прибыл в Москву в нач. 1655 г. "на вечное жительство", он принимал участие в реформах. Гавриил остановился на поле близ патриаршего села Пушкино (по другим источникам-- Тушино) и был избит крестьянами Никона. Его жалобу Никон оставил без внимания. ... на ердань ходил в навечерии богоявления, а не в самый праздник -- речь идет о церковном обряде освящения воды. В современной Никону греческой церкви водосвятие совершалось дважды: в канун (навечерие) праздника богоявления освящали воду в церкви, а в самый праздник (6 января) совершался крестный ход на реку. Никон удостоверился в том, что в древности воду святили только в канун праздника, и не внял убеждениям Макария Антиохийского, приезжавшего в Москву в 1655--1656 гг. совершать обряд в день Крещения. См. подробнее: Каптерев I, с. 198-- 200. На соборе 1666 г. Макарий припомнил Никону его "непослушание".

    С. 328. Никон... исповедовался, приобщился и маслом освящался -- перед собором Никон исполнил церковные обряды, обязательные для готовящегося к смерти. Меск -- мул (церк. -слав.). ... я засвидетельствовался небом и землею -- ср.: "Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю..." (Второзаконие, гл. 30, ст. 19). Кто тебе велел писаться патриархом Нового Иерусалима? -- Новый Иерусалим -- одновременно "грядущее царство божие", глава которого Христос, и название основанного Никоном Воскресенского монастыря. Макарий обвиняет Никона в кощунственном притязании на божественное достоинство.

    Слышал я от греков... другие патриархи сидят -- Макарий и Паисий отправились в Россию без ведома турецкого султана, на землях которого находились их епархии. На престолы Антиохии и Египта в их отсутствие были поставлены другие иерархи.

    С. 330. Правила поместных соборов -- церковные законы, принятые на соборах, созываемых одной из вселенских церквей. Правила не апостольские -- правила святых апостолов -- собрание законов, регламентирующих деятельность служителей церкви. ... и не вселенских соборов -- решения вселенских соборов были общезначимыми для всех церквей. Деятельность соборов была посвящена установлению догматов, борьбе с ересями. Православная церковь признает семь вселенских соборов (325--787 гг.).

    С. 331. ... и Златоуста изгнали неправедно! -- Иоанн Златоуст (ок. 347--407) -- архиепископ Константинопольский, один из трех "великих отцов церкви". За обличения столичных нравов и несправедливых поступков царицы Евдоксии был приговорен к смертной казни, замененной изгнанием. В осуждении Златоуста участвовали послушные императрице епископы, он так и умер в ссылке. Церковь видела в обрушившихся на империю бедствиях и в смерти Евдоксии кару за осуждение Златоуста. Когда на Москве учинился бунт, то и ты... неправду свидетельствовал...-- царь не выполнил данных восставшим обещаний во время бунтов 1648 и 1662 гг. См.: Соловьев, кн. 5, с. 482--483; кн. 6, с. 195--196. Для чего ты клобук черный с херувимами носишь...-- черный клобук с херувимами носили греческие патриархи. Русские первосвятители носили белый клобук.

    С. 332. ... благословили вселенские патриархи Иова Иерусалимский). Паисий и Макарий указывают Никону, что если он не признает патриарший сан Александрийского и Антиохийского иерархов, то и сан русского патриарха может считаться недействительным.

    С. 334. ... в неделю ваий... на жребяти осле, ведомом царскою рукою -- неделя ваий (ветвей) -- праздник входа Христа в Иерусалим, воскресенье шестой "седмицы" Великого поста, за неделю до Пасхи (вербное воскресенье). В этот день царь водил по городу осла, на котором сидел патриарх, символизирующий входящего в Иерусалим Христа (вход в Иерусалим описан в Евангелии от Матфея, гл. 21.). Обряд символизировал верховенство духовной власти над светской. В марте 1659 г. в неделю ваий местоблюстителю оставленного Никоном престола, Питириму Крутицкому, были возданы "патриаршие почести", что вызвало гнев Никона, проклявшего Питирима, и явилось причиной резкого письма Никона царю.

    С. 335. За Никона зарезался грек -- грек Дмитрий Матвеев переписывал перехваченные грамоты Никона Константинопольскому патриарху Дионисию и Иерусалимскому -- Нектарию, отправленные с Ф. И. Марисовым. Матвеев был арестован, зарезался в тюрьме 10 декабря 1666 г. (Гиббенет, 2, с. 363--365, 876). Мордовцев опирается на неточное сообщение И. Шушерина, что грек-переписчик зарезался во дворе при аресте (И. Шушерин. Известие..., с. 70)

    С. 336. хождение посолон -- в церковных обрядах совершалось круговое хождение (вокруг престола при поставлении в священнослужители, вокруг купели при крещении, вокруг аналоя при венчании); символизировало нерушимость "новой жизни", в которую вступает человек, и приобщение к вечности. До Никона хождение совершалось по солнцу ("посолонь"), Никон установил хождение "против солнца"

    С. 337. Геенна -- символическое обозначение ада.

    С. 338. Веселыми ногами скакаша, люди божий святии -- Федор подражает царю Давиду, "скачущему и пляшущему перед господом" (Вторая Книга царств, 6; 16). Дионисий Ареопагит говорит... -- см.: Аввакум, с. 266--268.

    С. 340. Помавая -- покачивая. образов нового письма -- икон, выполненных по западным образцам, использующих приемы светской живописи (объемная моделировка фигур, светотень и т. п. ).

    С. 341 И крест... на просфорах переменил -- Никон заменил восьмиконечный (из трех перекладин) крест на просфорах четырехконечным (из двух перекладин), который напоминал старообрядцам "латынский крыж". Да не снидет-де со крещающимися... дух лукавый...-- см. об этом: Аввакум, комм, с. 331.

    С. 342. Вселенстии учителие! -- речь Аввакума к патриархам восходит к его "Житию": Аввакум, с. 59--60. Магмет -- турецкий (турский) султан, в 1453 г. завоевал Константинополь. ... и церковь... не растленна -- Аввакум обращается к традиционному символу церкви -- "девы и невесты Христовой". Люцифер -- одно из имен сатаны. Гурие и Варсонофие -- см.: Аввакум, с. 285--286.

    С. 343. -- Аввакум цитирует ветхозаветную Книгу Иисуса, сына Сирахова (16;3). Возьми! Возьми его! -- ср. слова иудеев, требующих казни Христа; "Распни! Распни его!" (Лука, гл. 23, ст. 21--23). Василий Великий -- один из отцов церкви, см.: Аввакум, с. 269. Мерзко богу трегубое аллилуйя -- о возражениях Аввакума против "трегубой аллилуйи" см.:Аввакум. комм., с. 268--269.

    С. 345. Юлиан Отступник (322--363) -- римский император (361--363); пытался реставрировать язычество. В средние века его имя было символом крайней нечестивости.

    С. 346. Все... нелепости в своем житии -- упоминаемые Мордовцевым эпизоды см.: Аввакум, с. 28, 49, 77, 64.

    С. 347. Ян Гус (1371 --1415) -- идеолог чешской реформации, был сожжен католическими священниками на костре как еретик.

    С. 348. Неделя православия -- первое воскресенье Великого поста, в этот день совершается анафемствование -- проклятие ереткков. -- Анне и Кайфе Никон уподобил Паисия Лигарида и Иосифа Астраханского, с Понтием Пилатом и Иродом он сравнивал Н. И. Одоевского и Р. М. Стрешнева. Уподобление архиереев и бояр одиозным новозаветным персонажам относится к июлю 1663 г., когда они приехали в Воскресенский монастырь по делу Боборыкина. Об этом см. подробнее: Гиббенет, 2, с. 73 и ел. Иеровоам, заставлявший народ поклоняться идолам, и Оссия, делавший "неугодное в очах господних",-- цари Израиля.

    С. 350. Золотой голубок -- символ святого духа, третьего лица Троицы.

    С. 353. Дорошенко Петр Дорофеевич (1627--1698), в 1665-- 1676 гг. был гетманом правобережной Украины, вступил в союз с Турцией.

    С. 368. Заключенных посетите -- интерпретация слов Христа апостолам -- Матфей, гл. 25, ст. 36, 43.

    С. 370. Чего не прав! Вон... у снохи Афимьи беса... выгнал... -- рассказ человека из толпы основан на "Житии" Аввакума: Аввакум, с. 72--73.

    С. 378. ... хари не надела по святочному-то?! -- Святки -- время от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января); на святках одевались ряжеными, надевали маски (хари).

    С. 381--382. -- ср. слова Христа: "пустите детей приходить ко мне... ибо таковых есть царствие божие" (Марк, гл. 10, с. 14).

    С. 387. ... шаги и сморканье, по правилам "Домостроя" -- ср.: "А у сеней или у избы... ноги грязные отерти, нос высмаркати и да выкашлятся" (наставление слугам из "Домостроя") -- Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985, с. 116. Тяжко ей бороться со мною...-- эти слова вкладывает в уста царю автор "Повести о боярыне Морозовой": Морозова, с. 133. Не почивая, аз грешный...-- ниже приводятся фрагменты из "Жития": Аввакум, с. 23--26.

    С. 388. ... крестили, яко же Филипп каженика... -- имеется в виду, эпизод крещения в пути, у воды, апостолом Филиппом евнуха. (Деяния апостолов, гл. 8, т. 27--39). ... с Захариею пророком... яко Стефана пермского...-- см.: Аввакум, комм., с. 271.

    С. 389. ... инока Авраамия... Яко хлеб сладок принеся...-- цитируется Аввакум, с. 57. ... отрезали языки... Федору и попу Лазарю в 1670 г.

    С. 391. -- называя себя бараном. Аввакум в самоуничижительной форме говорит о своем жертвенном призвании и сближает себя с "агнцем" -- Христом.

    С. 394. Петр отрекся -- когда после выдачи Христа служанка спросила Петра, был ли он с Иисусом, Петр "отрекся пред всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь", повторив свое отречение трижды (Матфей, гл. 26).

    С. 396. ... их же Соломон воспе, зря на матерь Вирсавию -- см.: Аввакум, комм., с. 288.

    С. 397. Кириллушко -- эпизод, рассказывающий об "изгнании беса" из стрельца, заимствован из "Жития": Аввакум, с. 69--71 Свят-свят-свят, господь Саваоф! -- песнопение, которым, по ветхозаветной Книге пророка Исайи, ангелы славят бога (6; 3). Саваоф -- одно из имен бога в иудаистической и христианской традициях

    С. 399. Микола угодник! -- Николай чудотворец, "великий угодник божий" (ум. ок. 345--351), епископ г. Миры Ликийские в Малой Азии. Один из самых высокочтимых на Руси святых, покровитель крестьянского труда.

    С. 401. Ягорий Матушка Предотеча -- Богоматерь. Эпитет "Предтеча", который не искушенный в знании Нового Завета стрелец переносит на Марию,-- часть имени Иоанна Крестителя.

    С. 402. Аще кто бить меня не станет... -- Аввакум перефразирует слова Христа апостолу Петру, не позволявшему Иисусу омыть ему ноги (Иоанн, гл. 13, ст. 8).

    С. 404. Ферапонтов монастырь расположен между озерами Бородавским и Пасским, в черте современного села Ферапонтово.

    С. 407. Князь Самойло Никитич Шайсупов был приставлен к Никону 12 мая (по друг, данным-- 15 июня) 1671 г.

    С. 408. ... и на сопели играл -- игра на этом скоморошеском инструменте -- устойчивая черта "бесовского поведения" в древнерусской литературе.

    С. 409. Астарт -- западносемитское божество, покровитель плодородия, олицетворение планеты Венеры.

    С. 413. ...про Перуна, что у нас в Новгороде палкой дрался "Деритесь, мужики новгородские!" С тех пор не утихали на мосту через Волхов драки "стенка на стенку".

    С. 414. ... с Кирилловым -- Кирилло-Белозерский монастырь на Белом озере (ныне -- в черте г. Кириллова Вологодской области)

    С. 423. ... на пище святого Антония -- имеется в виду Антоний Великий (250/251--356), отшельник, живший в египетской пустыне; он отличался крайним аскетизмом в пище. ... забыт, яко бесплодная смоковница -- бесплодная смоковница -- образ "богооставленности" (Матфей, гл. 21, ст. 18--22).

    С. 424 "Свете тихий" -- обращаясь так к царю, Никон уподобляет его Христу. "Свете тихий" -- литургический гимн, прославляющий Христа.

    С. 426. ... в Астрахани митрополита Иосифа убили -- см. в повести "За чьи грехи?"; одним из формальных обвинений-предлогов к убийству Иосифа казаками было его участие в низложении Никона (Соловьев, кн. 6, с. 323). ... Петр,-- на нем же, аки на камне созидал Христос церковь...-- Никон цитирует слова Христа апостолу Петру (Петр, с греч. -- "камень"): "... ты -- Петр, и на сем камне я создам церковь мою..." (Матфей, гл. 16, ст. 18).

    С. 430. ... не чаю воскрешения мертвых

    С. 433 "Боже, боже мой! Векую мя ecu оставил!"-- Никон произносит слова предсмертной молитвы Христа: "Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Матфей, гл. 27, ст. 46).

    С. 434. ... мифологийная птица -- Феникс; в древнерусском переводном сочинении "Физиолог" (XIII в.) символизировал умершего и воскресшего Христа.

    С. 435. архистратиг Михаила -- архангел Михаил (ев. -- "кто как бог"), предводитель небесного воинства в последней битве против войск сатаны, проводник душ умерших, молитель за людей перед богом.

    С. 437. ... не ведает бо, что творит...-- Никон перефразирует слова Христа о распинающих его людях (Лука, гл. 23, ст. 34).

    С. 439. Мученицы Кикилии память церковь празднует 22 ноября; Кикилия (Цецилия) -- девственница, казненная за исповедание христианской веры. Иродиада плясовица -- уязвленная обличениями Иоанна Крестителя жена царя Иудеи Ирода, чтобы заставить мужа казнить пророка, научила свою дочь Иродиаду исполнить перед царем танец, в награду за который велела просить голову Иоанна (Матфей, гл. 14).

    С. 442. песнь -- прославление Богоматери -- входит в состав литургии. (Священником читается на литургии Херувимская молитва.)

    С. 443. эпизод с Ларкой-поварком... и сцена с Киликейкою... факты, которые... читатель может видеть в "Истории России" Соловьева "лечении" жен и "питии" с ними вина Никоном (бывший патриарх эти факты отрицал), в связи с делом Никона упомянута и Киликейка, однако о ее "лечении" патриархом Соловьев ничего не сообщает. Фрагменты из писем Никона царю, цитируемые Мордовцевым, приводятся Соловьевым: кн. 6, с. 279-- 280, 342--343.

    С. 445. ... боярыньку постригли -- обряд, исполняемый над желающими стать монахами, включал крестообразное выстрижение волос на голове (означающее "отпадение помыслов, влекущих к миру") и наречение новым именем. Постриг Морозовой -- вероятно, конец 1670 г.

    С. 447. -- 16 ноября 1671 г.

    С. 448. "Тогда глагола им Исус..." -- здесь и ниже Морозова читает евангельский рассказ об отречении апостола Петра.

    Дондеже--до тех пор; пока (церк. -слав.) ... оба сына Зеведеова ... его же аще ложбу -- тот, кого поцелую (церк. -слав.).

    С. 451. "Волцам" -- Мордовцев неточен: форма дательного падежа множественного числа от слова "волк" в церк. -слав. и древнерусском языках была "волком".

    С. 457. Он рече в евангелии -- Матфей, гл. 10 ст. 17, 28.

    Степанида Гневная, Анна Амосовна -- служанки Ф. П. Морозовой, допущенные к ней после ареста; верными двоеперстию из слуг, согласно "Повести о боярыне Морозовой", остались Ксенья Иванова и Анна Соболева -- Морозова, с. 135.

    С. 465. Павел

    С. 470. С переходов... глядел царь Алексей Михайлович--дорога к Чудову монастырю, который находился в Кремле, лежала мимо царского дворца, и поднятые в цепях руки Морозовой были одновременно обращены и к народной толпе, и к государевым окнам: "Мняше бо святая, яко на переходех царь смотряет" (Морозова, с. 77) Анализ данной исторической сцены см. в кн.: Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ, с. 32--33.

    С. 473. Демьян Игнатович в 1668--1672 гг. был гетманом Левобережной Украины, в 1672 г. по подозрению в связях с Дорошенко был арестован, но не казнен, а сослан в Иркутск, в 1688 г. освобожден, в 1696 г. постригся в монахи и был жив еще в нач XVIII в.

    С. 476. Нестор (XI--XII вв.) -- монах Киево-Печерского монастыря; ему приписывается составление летописного свода "Повесть временных лет", в котором одно из древних племен, селившееся по Днепру, поляне, названы "стыдливыми" (Повесть временных лет ч. 1, М. -Л., 1950, с. 211). Перун, Дажъбог, Стрибог и Белес -- языческие славянские божества.

    Иларивон (Иларион) (ум. 1673) был земляком и другом Аввакума, с 1657 г. стал архиепископом Рязанским, а с 1669 г. -- митрополитом; гонитель старообрядцев, допрашивал Морозову. "Она же тако мужествене с ним стязовашася, яко и велми ему посрамлену бывати и безответну множицею отходити" (Морозова, с. 138), что Мордовцев и имеет в виду, говоря, что Морозова "ошпарила" Илариона. "О " -- Мельхиседек, царь Салимский (Бытие, XIV; 18--20). Здесь имеется в виду фрагмент из восьмой беседы Аввакума; цитируемое место: Аввакум, с. 94--95.

    С. 492. "Похвала розге" -- ср.: Соловьев, кн. 7, с. 151.

    То комидийно мы хощем явити -- цитируются заключительные строки "Предисловца" к пьесе Симеона Полоцкого "О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных" -- см. комм, к с. 68. Далее приводятся строки из "Епилога" втой пьесы.

    С. 496. ... купал в пруду своих стольников

    С. 500. Питирим с 1664 г. был митрополитом Крутицким с 1672 г. всероссийским патриархом; его смерть (1673 г.) трактовалась как наказание за пытки над Морозовой и ее сестрой Урусовой приводимые далее в романе слова Питирима и игуменьи см.: Морозова, с. 141 -- 142.

    С. 502. -- противопоставление пастыря доброго нерадетельному наемнику содержится в притче Христа (Иоанн, гл. 10).

    С. 503. Попов много в Москве...-- в этой сцене точно пересказывается текст "Повести о боярыне Морозовой" (с. 142--144). Глава "В застенке" тоже следует тексту "Повести" (с. 144--145).

    Что же оцт и желчь не подаете?.., копием прободайте -- Акинфея сравнивает пытающих с палачами Христа, которые давали ему пить уксус (оцет) и уже мертвого пронзили копьем (Иоанн, гл. 19).

    Мазепа (1644--1709) -- впоследствии гетман Левобережной Украины; в описываемое время -- генеральный писарь при гетмане Дорошенко; о его посольстве см.: Соловьев, кн. 6, с. 478.

    С. 524. ... в книгу заглянет..."Географии генеральной" Б. Варениуса; книга была впервые издана на русском языке только в 1718 г. в переводе Ф. Поликарпова.

    С. 530. Содом и Гоморра, по библ. истории,-- погрязшие в грехах города, в наказание были разрушены, из всех жителей спасся один праведник Лот.

    С. 532. -- Народ стелил на дорогу ветви при въезде Христа в Иерусалим. "Плащаницею чистою" обвил тело снятого с креста Христа Иосиф, получивший разрешение его похоронить (Матфей, гл. 27, ст. 59).

    С. 534. накануне предательства Иуды молился: "если возможно, да минует Меня чаша сия" (Матфей, гл. 26, ст. 39). От Аввакума -- цитируется послание Аввакума к Морозовой и Урусовой из Пустозерского заточения (Аввакум, с. 157--159). Замечательно, что Мордовцев относит это письмо к 1672 г., тогда как долгое время историки датировали его концом 1674 г., и только в новейшем издании была обоснована дата, принятая в романе, см.: Аввакум, с. 322.

    С. 536. -- возможно, отсчет своим мучениям Аввакум ведет с 1652 г., когда он был бит за недоимку в патриаршую казну (Аввакум, комм., с. 322).

    С. 540. Ирина Михайловна (1627--1679)--старшая из семи сестер Алексея Михайловича; о ее заступничестве за Морозову см.: Морозова, с. 147.

    Юрий Лутохин -- стрелецкий голова, неоднократно был посланником по делам раскола. Сцену посещения им Морозовой и приводимую в романе цитату см.: Морозова, с. 146.

    С. 543. ... велел он мережи метать..."Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете": Иоанн, гл. 21, ст. 6). Будущий император Петр родился 30 мая 1672 г., его восприемницей была царевна Ирина Михайловна.

    С. 544...в четверть длины

    С. 546. Прошло несколько недель. Из Новодевичьего монастыря Морозову перевели в Хамовную слободу, а высылка в Боровск относится к концу лета -- осени 1673 г.

    С. 548. -- т. е. на коленях, отбивая поклоны в землю.

    С. 551. Федор Соковнин, брат Морозовой, по более вероятному предположению, вернулся в Москву лишь в мае 1675 г. и не мог по дороге встретиться с сестрой (Морозова, с. 96--97).

    ... чуть все московское государство не поставил вверх дном -- во время серии стрелецких бунтов в 1682--1698 гг., которые были окончательно подавлены Петром I, ликвидировавшим и само стрелецкое войско.

    С. 554. Юстина одно письмо от неутомимого Аввакума.-- Такое послание неизвестно (в романе это мотивируется: его текст съеден Юстиной). Мордовцев контаминирует другие тексты Аввакума и дополняет их своей стилизацией (ср.: Аввакум, с. 82, 157--158 и др.).

    С. 565. "Эли, эли, лама самохфани" "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" -- последние слова Христа перед смертью.

    С. 573. ... мифологийные драконовы зубы вскоре после того, как их засевали в землю, прорастали целой ратью воинов (греч. миф об аргонавтах и золотом руне).

    Ст. 575. -- Матфей, гл. 21, ст. 22; ... словеса евангелия -- Матфей, гл. 4, ст. 6--9; Лука, гл. 4, ст. 5--11.

    С. 579. ... на страстях читают...-- чтение евангелия во время богослужения на страстной неделе.

    Федор Юрьевич Ромодановский (ум. 1717) -- один из соратников Петра I, возглавлял Преображенский приказ, занимавшийся расследованием политических заговоров и т. п. Андрей Иванович Ушаков возглавил созданную в 1731 г. вместо Преображенского приказа Канцелярию тайных розыскных дел. (1719--1794) при Екатерине II возглавлял Тайную канцелярию, лично принимал участие в допросах и пытках (в том числе над Пугачевым, Н. И. Новиковым, А. Н. Радищевым). ...тень Банко...-- (трагедия Шекспира "Макбет") тень убитого наемниками полководца Банко является в 4-м действии 3-го акта.

    С. 581. я ноне в конце нацарапал? -- приводятся заключительные слова "Жития": Аввакум, с. 75--78. Аввакум, Лазарь, Епифаний и дьяк Федор были сожжены по указу сына Алексея Михайловича, царя Федора, 14 апреля 1682 г.

    С. 585. Алексей Михайлович умер

    С. 586. ... взглянуть на родное село -- Никон родился в селе Вельдеманово (Горьковская область).

    С. 588. -- Никон уподобляет себя князю Владимиру Крестителю, крестившему киевлян в реке Почайне.

    С. Панов

    А. Ранчин

    В комментариях приняты следующие сокращения:

    Гиббенет, 1, 2 -- Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. 1--2. СПб., 1882--1884.

    Каптерев 1, 2 -- Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1--2. Сергиев Посад, 1909--1912.

    Костомаров -- Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Исторические монографии и исследования. Кн. 1--8. СПб., 1903--1906.

    Морозова -- Повесть о боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., 1979.

    Соловьев -- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 5--7 (т. 9--14). М., 1961-1962.

    Раздел сайта: