• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1717"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Фанатик. Глава VI. В тайной
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    2. Тень Ирода. Глава X
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    3. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    4. Видение в публичной библиотеке
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    5. Великий раскол. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 53кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фанатик. Глава VI. В тайной
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: VI. В тайной VI. В ТАЙНОЙ Весна 1719 года выдалась на севере довольно ранняя и теплая. В апреле, на страстной неделе, солнце светило так ярко и приветливо, как это редко бывает с ним и в мае под олонецким небом. На многих деревьях почки давно уже лопнули и обнаруживали признаки первой весенней зелени. В свежей ярко-зеленой травке уже улыбались первою весеннею радостью веселые головки подснежников. Ярко-желтые бабочки уже носились в воздухе, как золотые листочки. Грачи, черные гнезда которых покрывали вершины еще не укрывшихся зеленью деревьев, словно комьями, неумолкаемо галдели вокруг этих гнезд. В это время по дороге от Введенского приписного монастыря к Александро-Свирскому тащилась пароконная телега, конвоируемая двумя солдатами с ружьями. В телеге сидел старичок-монах, скованный цепями по рукам и ногам. Другой монах, помоложе, сидел на облучке и правил лошадьми. Оба монаха молчали. Солнце уже подбиралось к полудню, когда невдалеке из-за рощи блеснули золоченые кресты Александро-Свирского монастыря. Увидев их, возница-монах набожно перекрестился. То же хотел было сделать и старичок монах, сидевший в телеге, но, подняв скованные руки к лицу, бессильно опустил их на колени: цепи мешали ему перекреститься. Скоро из-за рощи ...
    2. Тень Ирода. Глава X
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: пещерах, во келейке убогой, за железною за решеткой: "В схиме батюшку царевича видели, а на этой на самой на схиме, матка моя, смерть написана -- ребры голые, а в руках коса косецкая... сама, своими глазаньками видала... а царевич-от батюшка слезно молится..." Слухи ходили, что "ушел он во град Ерусалим, на Ерихон-гору, к самому как есть пупу земли, а на самом на том пупе земли пещерушка мала ерихонская с единым оконцем, а в той во пещерушке странничек млад, -- он и есть, мать моя, царевич Алексей Петрович, -- молится -- "коли, -- говорит, -- пещерушка ерихонская вся наполнится моими горючьими слезами, тогда переставленья света не будет, а коли не наполнится -- будет тогда и свету переставленье". Были и такие фантазерки-бабы, -- и все больше бабы, виновницы создания всяких легенд, которые утверждали: "Сама-де, мать моя, видела его, царевича Лексей Петровича, как он, батюшка, ходит и милостинку просит, и сама я, мать моя, подала ему яичко, Господь удостоил"... Когда эти слухи были в самом разгаре, переносились, словно на сорочьих хвостах, с ярмарки на ярмарку, с базара на базар, из села в село, и таким же путем дошли до Левина, который все еще находился на постое, в Харькове однажды вечером, летом 1717 года, к нему зашел странничек, знакомый и ему, и нам Никитушка Паломник, которого, впрочем, Левин знал под именем старца Варсонофия. Он был по обыкновению с дорожной котомкой за плечами и с длинным посохом в руках. -- Откуда Бог несет, старче? -- спросил Левин. -- Из Бара-града, батюшка, от нетленных мощей угодника Николы чудотворца, из самой италийской земли. -- О! Далеко же ты был, старче Божий, -- заметил...
    3. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: 1717), ведавшему делами по политическим преступлениям. ... ссылка мина "Ефрема Сирина об антихрист е", н а "Апокалипси с", н а "Маргери т". -Ефрем Сирин(умер в 373 году) - церковный писатель, книга его "Поучений" была издана в Москве в 1647 году; Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова (последняя книга Нового завета) книга пророчеств;Маргери т - книга избранных бесед Иоанна Златоуста, византийского церковного деятеля и писателя IV - V вв. ... для... похода под Азов... - имеется в виду поход 1696 года, закончившийся взятием этой турецкой крепости. С. 139. ... наш отечественный Торквемадо... - Торквемада Томас (ок. 1420 - 1498) - глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492). Боярин князь Иван Иванович Хованской... и з "тараруевце в"... - "Тараруем" (пустомелей) называли князя Ивана Андреевича Хованского (? - 1682), отца героя. В 1682 году, будучи во главе Стрелецкого приказа, во время московского восстания стрельцов выступил против правительства Софьи; был казнен. С. 140. Распоп- поп-расстрига, с которого снят священнический сан. Батырщик- типографский работник, печатник. С. 143. Бармы- драгоценное оплечье, украшавшее великокняжеское или царское платье. С XV века - одна из необходимых регалий при короновании. С. 144. Аналой- высокий столик с наклонным верхом для богослужебных книг и икон. С. 146. ... Павловы-де твоиуста... - апостола Павла, ученика Иисуса Христа, по церковному преданию, "страждущего в оковах". С. 148. ... родитель мой короводился с Никоном... - патриарх Никон пользовался особым расположением царя Алексея Михайловича, до опалы назывался "собинным другом". С. 149. Стефан...
    4. Видение в публичной библиотеке
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: интеллигенция отдыхает по дачам, по деревням, на водах; ученые люди делают свои летние ученые экскурсии; в Петербурге остаются только товарищи министров, наборщики да дворники. Читальные залы и отделения Публичной библиотеки пусты. Оттого и тихо так. Только в Ларинской зале над большим столом наклонилась седая борода и шуршит жесткими пожелтевшими листами старой книги. В "Россика", в углу, виднеется классическая фигура спящего сторожа. Тихо кругом, так тихо, точно на кладбище. Да это и в самом деле великое, мировое кладбище голов человеческих, гениальных, умных и - увы! глупых. Только извне в это тихое пристанище смерти и бессмертия доносятся неясные отзвуки жизни. То задребезжит нетерпеливый звонок конки, то прогромыхает по глухому торцу извозчичья карета, отзовется где-то гармоника, и опять все тихо. На карнизах, за окнами, голуби хлопают крыльями об стены и гнусливо воркуют. То прорежет воздух резкий писк стрижей - и словно растает в этом же воздухе. Как тихо, как хорошо, как задумчиво работается среди этого могильного уединения, летом, в нашем драгоценном книгохранилище! Только тот, кто работает в нем летом и - раздумывался над отошедшею в вечность жизнью и мыслью людей, имена, чувства, деяния и помыслы которых как бы замурованы, словно египетские мумии в катакомбах, в этих бесконечных рядах массивных шкапов и витрин, только тот поймет чистые наслаждения, даваемые душе этой ...
    5. Великий раскол. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: Великий раскол. Накануне воли. Ростов-на-Дону, 1987. Послесловие В. С. Момота. С. 218. Воскресенский монастырь был основан в 1656 г., расположен у г. Истры Московской обл.; место ссылки Никона в 1658-- 1666 гг. Иванушко -- Иван Корнилиевич Шушера (Шушерин), ум. в 1693 г., крестоноситель (ставрофор) Никона, его ревностнейший сторонник. В 1667 г. заключен на три года в тюрьму, затем сослан в Новгород. Автор "Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха" (1681--1686), одного из источников романа Мордовцева. Саввино -Сторожевский монастырь основан в 1399 г. в окрестностях г. Звенигорода. С. 221. "Исполла эти, деспота!" -- приветствие епископу или патриарху, которое поет хор на литургии: "Господина и архиерея нашего, господи, сохрани на многая лета". Достойно есть -- песнь, которой хор приветствует архиерея при входе в храм. "Говори ектенью!" -- Великая и сугубая ектения (см. Словарь) включали прошения за царя и патриарха. По оставлении Никоном патриаршего престола выполнявший его обязанности Питирим Крутицкий запретил поминать Никона на ектениях. С. 224. Вот письмо... -- текст письма см.: Соловьев, кн. 6, с. 246-- 247; Гиббенет, 2, с. 739. Котошихин Григорий Карпович, подьячий, бежавший в Швецию; автор записок -- ценного документа для истории быта и нравов России XVII в. С. 226. ... взял посох митрополита Петра -- Петр (ум. в 1326) -- митрополит с 1308 г. В 1325 г. он перенес кафедру в Москву. При его гробе в Успенском соборе нарекались и избирались русские первосвятители. Посох Петра вручался митрополитам, а с 1589 г. патриархам, при их рукоположении в сан. Иде же аще не приемлют вас... -- Никон применяет к...