• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1979"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Панов С. И., Ранчин А. М.: Д. Л. Мордовцев и его историческая проза
    Входимость: 3. Размер: 67кб.
    2. За чьи грехи? Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    3. Великий раскол. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    4. Сенчуров Ю.: Исторические видения Даниила Мордовцева.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Панов С. И., Ранчин А. М.: Д. Л. Мордовцев и его историческая проза
    Входимость: 3. Размер: 67кб.
    Часть текста: писателей, настоящая слава не пришла к единственному автору, создавшему все это своим неутомимым пером. Переиздававшиеся когда-то ежегодно книги Мордовцева надолго исчезли с книжных прилавков, читатели о них забыли, а новые поколения и не имели возможности узнать. Но в последние годы мы все чаще обращаемся к нашему прошлому, к непонятому в нем и забытому. Поэтому и книги Д. Л. Мордовцева снова начинают приходить к читателю. Этот процесс закономерен: былой широчайший успех писателя диктует его возвращение, "... всякий успех всегда необходимо основывается на заслуге и достоинстве,-- писал В. Г. Белинский. -- Человек, умственные труды которого читаются целым обществом, целым народом, есть явление важное, вполне достойное изучения. Как бы ни кратковременна была его сила, но если она была -- значит, что он удовлетворил современной, хотя бы то была и мгновенной, потребности своего времени или, по крайней мере, хоть одной стороне этой потребности. Следовательно, по нему вы можете определить моментальное состояние общества или хотя одну его сторону" 2 .  * * * Даниил Лукич Мордовцев родился 7 (19) декабря 1830 года в слободе Даниловке Усть-Медведицкого округа, области Войска Донского. По своему происхождению он принадлежал к старинному украинскому казачьему роду. По семейному преданию, прадед Мордовцева был какими-то тайными нитями связан с мятежным гетманом Мазепой и долго хранил архив с секретными документами казачьего войска. Очевидно, и дед писателя, сотник Мордовец-Слепченко, был втянут в водоворот политических страстей и бежал с Украины на Дон, где его семейство вскоре попало в крепостную кабалу, а фамилия приобрела более русское звучание -- Мордовцев. Такой ее и унаследовал писатель. Крепостная же зависимость оказалась...
    2. За чьи грехи? Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: Причем многие тома издания Перевощикова неоднократно допечатывались. В послереволюционное время. в 1957 г., вышел его роман "Знамение времени" (Москва) и в 1958 г. -- двухтомник сочинений (Киев). После тридцатилетнего перерыва, в 1987 г., в Киеве и Ростове-на-Дону вышли однотомники его произведений, подготовленные В. Г. Беляевым и В. С. Момотом, последнему принадлежит и единственное монографическое исследование "Даниил Лукич Мордовцев: Очерк жизни и творчества". Ростов-на-Дону, 1978. Тексты данного издания печатаются по последнему прижизненному собранию сочинений писателя с проверкой по другим прижизненным изданиям. Ограниченность объема настоящего издания не позволяет прокомментировать все упоминаемые в произведении исторические факты, события, лица, да это и не представляется целесообразным, так как многое при чтении становится ясным из общего контекста произведений. В комментариях, кроме раскрытия реалий, исторических пояснений и уточнений, делается попытка восстановить исторические источники, использованные Д. Л. Мордовцевым в своей работе. В комментариях приняты следующие сокращения: Аввакум -- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. Гиббенет, 1, 2 -- Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. 1--2. СПб., 1882--1884. Каптерев 1, 2 -- Каптерев Н. Ф. Патриарх...
    3. Великий раскол. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: 1666 гг. Иванушко -- Иван Корнилиевич Шушера (Шушерин), ум. в 1693 г., крестоноситель (ставрофор) Никона, его ревностнейший сторонник. В 1667 г. заключен на три года в тюрьму, затем сослан в Новгород. Автор "Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха" (1681--1686), одного из источников романа Мордовцева. Саввино -Сторожевский монастырь основан в 1399 г. в окрестностях г. Звенигорода. С. 221. "Исполла эти, деспота!" -- приветствие епископу или патриарху, которое поет хор на литургии: "Господина и архиерея нашего, господи, сохрани на многая лета". Достойно есть -- песнь, которой хор приветствует архиерея при входе в храм. "Говори ектенью!" -- Великая и сугубая ектения (см. Словарь) включали прошения за царя и патриарха. По оставлении Никоном патриаршего престола выполнявший его обязанности Питирим Крутицкий запретил поминать Никона на ектениях. С. 224. Вот письмо... -- текст письма см.: Соловьев, кн. 6, с. 246-- 247; Гиббенет, 2, с. 739. Котошихин Григорий Карпович, подьячий, бежавший в Швецию; автор записок -- ценного документа для истории быта и нравов России XVII в. С. 226. ... взял посох митрополита Петра -- Петр (ум. в 1326) -- митрополит с 1308 г. В 1325 г. он перенес кафедру в Москву. При его гробе в Успенском соборе нарекались и избирались русские первосвятители. Посох Петра вручался митрополитам, а с 1589 г. патриархам, при их рукоположении в...
    4. Сенчуров Ю.: Исторические видения Даниила Мордовцева.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: писателя - с 70-х гг. прошлого века, едва ли не с первых публикаций. В Москве и Петербурге увидели свет более ста томов его произведений. Между тем, роман о современной Мордовцеву народнической интеллигенции - единственная книга писателя, изданная в городе на Неве и в столице в советское время 2 . Хотя только за двенадцать предреволюционных лет (Д. Л. Мордовцев умер в 1905 г.) в Петербурге вышло три собрания его сочинений! Был пресечен интерес русских читателей к главному в творчестве Мордовцева - его исторической беллетристике. Как будто изменение государственного строя должно было означать и столь же решительное изменение интересов читателей - в том числе и к прошлому своего народа. В самом деле. Ни одна из наций Союза не была так унифицирована с понятием о "новой исторической общности", как русская нация. Уже само упоминание о ней стало возможным лишь в разговоре о прошлом, которое в "Истории СССР" рассматривалось сквозь призму современной, особенной идентичности русского - советскому народу. Хотя официальные историки и продолжали маяться между "Россией - тюрьмой народов" и "сплотившей" их "великой Русью". Исторические представления Д. Мордовцева не укладывались в такую историю. Например, чуждым для этих представлений и для истории нашего чувства к родственному...