• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • За чьи грехи?
    Комментарии

    Комментарии

    Начиная с 1870-х гг. художественные произведения Д. Л. Мордовцева выходили практически ежегодно; многие романы и повести печатались сначала в журналах, а затем издавались отдельно. В начале XX в. они были собраны в "Собрание сочинений" в 50 тт. Пб., Мертц, 1901 --1902, за которым последовали "Первое полное собр. соч. Д. Л. Мордовцева" в 60 тт. Пб., Перевощиков, 1902--1915 и "Полное собрание исторических романов, повестей и рассказов" в 33 тт. Пг., Сойкин, 1914. Причем многие тома издания Перевощикова неоднократно допечатывались. В послереволюционное время. в 1957 г., вышел его роман "Знамение времени" (Москва) и в 1958 г. -- двухтомник сочинений (Киев). После тридцатилетнего перерыва, в 1987 г., в Киеве и Ростове-на-Дону вышли однотомники его произведений, подготовленные В. Г. Беляевым и В. С. Момотом, последнему принадлежит и единственное монографическое исследование "Даниил Лукич Мордовцев: Очерк жизни и творчества". Ростов-на-Дону, 1978.

    Тексты данного издания печатаются по последнему прижизненному собранию сочинений писателя с проверкой по другим прижизненным изданиям.

    Ограниченность объема настоящего издания не позволяет прокомментировать все упоминаемые в произведении исторические факты, события, лица, да это и не представляется целесообразным, так как многое при чтении становится ясным из общего контекста произведений. В комментариях, кроме раскрытия реалий, исторических пояснений и уточнений, делается попытка восстановить исторические источники, использованные Д. Л. Мордовцевым в своей работе.

    В комментариях приняты следующие сокращения:

    Аввакум -- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

    Гиббенет, 1, 2 -- Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. 1--2. СПб., 1882--1884.

    Каптерев 1, 2 -- Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1--2. Сергиев Посад, 1909--1912.

    Костомаров -- Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Исторические монографии и исследования. Кн. 1--8. СПб., 1903--1906.

    Морозова -- Повесть о боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., 1979.

    Никон -- Дело патриарха Никона. СПб., 1897.

    Соловьев -- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 5--7 (т. 9--14). М., 1961-1962. 

    ЗА ЧЬИ ГРЕХИ? Повесть из времен бунта Разина.

    Впервые повесть опубликована в 1891 г., затем входила в состав собраний сочинений писателя; в советское время не переиздавалась.

    С. 32. Грановитая палата (1487--1491) Московского Кремля служила местом торжественных церемоний и посольских приемов. Стены и своды палаты были расписаны на сюжеты библейской и русской истории. Колокольня Ивана Великого построена в Кремле в 1600 г., считалась самым высоким зданием Москвы, ее высота была 38,5 сажени (порядка 81 м). Алексей Михайлович (1629--1676), второй царь (1645--1676) из династии Романовых; от первого брака с Марьей Ильиничной Милославской имел детей Федора, Ивана и царевну Софью (1657--1704), правившую (1682--1689) страной при совместном царствии брата Ивана V и Петра I (1672--1725), сына Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Фаворитом Софьи был князь Василий Васильевич Голицын (1643--1714), дипломат и гос. деятель, предпринимавший дважды (1687 и 1689) неудачные походы против крымского хана. В 1689 г. Софья была низложена Петром I, позднее пострижена в монахини и заточена, а Голицын сослан в Архангельский край.

    С. 33. Ивана Брюховеикого посланцы. Иван Мартынович Брюховецкий (ум. 1668), кошевой запорожских казаков, с 1663 г. гетман Левобережной Украины, ведя непрерывные войны с поляками и своими политическими соперниками на Украине, неоднократно посылал в Москву просить помощи. Низовой называлась часть Украины с Запорожской Сечью (в низовьях Днепра). "Тишайший" -- устойчивый, почти титулярный эпитет Алексея Михайловича (о его сложном значении см.: Панченко А. М., Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984, с. 7--9). Вопреки историческому значению позднее этот эпитет был переосмыслен как характеристика мягкого нрава царя; отчасти это отразилось и в изображении Алексея Михайловича у Мордовцева.

    С. 40. Русские женщины... жили затворницами. В описании русского домашнего быта Мордовцев опирался как на собственные обширные изыскания, так и на современные ему исторические труды, в частности Н. И. Костомарова, "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях" которого содержал богатый материал по этому предмету. "Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах народа было, чтоб юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично ее согласия на брак" (Костомаров, кн. 8, с. 84--85). ... свейские замки, т. е. шведские замки, использующие щеколдный засов; начали распространяться в России с конца XVII века. Ксения Годунова (ум. 1622), дочь царя Бориса Годунова: после воцарения в Москве Лжедмитрия (1605 г.) была пострижена в монахини под именем Ольги и сослана в Белозерский монастырь (позже переведена в Сергие-Троицкий). Ей приписывались лирические песни, известные по записям, сделанным для английского священника Ричарда Джемса, посетившего Россию в 1618--1620 гг. в составе английского посольства. Небольшой очерк о Ксении Годуновой Мордовцев включил в свою книгу "Русские исторические женщины. Популярные рассказы из русской истории. Женщины допетровской Руси" (Спб., 1874). Там же приводится и полный текст песни Ксении (с. 231--232).

    С. 44. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин Вошел в историю как сторонник развития связей России с Западной Европой, "один из предшественников петровской реформы".

    С. 45. ... с Богоявления по день Евфимия -- с 6 по 20 января; с вешнего Николы по день... Михаила Исповедника -- с 9 по 23 мая.

    С. 50. ... учителей для своего балованного сына Воина. Уже в конце 1650-х гг. Воин Афанасьевич Ордин-Нащокин "был известен как умный, распорядительный молодой человек, во время отсутствия отца занимал его место в Царевиче-Дмитриеве городе, вел заграничную переписку, пересылал вести к отцу и в Москву к самому царю. <...> Желая дать сыну образование, отец окружил его пленными поляками, и эти учителя постарались с своей стороны усилить в нем страсть к чужеземцам, нелюбье к своему, воспламенили его рассказами о польской воле. В описываемое время он ездил в Москву, где стошнило ему окончательно, и вот, получив от государя поручение к отцу, вместо Ливонии он поехал в Данциг, к польскому королю, который отправил его сначала к императору, а потом во Францию" (Соловьев, кн. 6, с. 71). Побег Воина относится к февралю 1660 г. (а не к маю 1664 г., как в повести), когда его отец направлялся на переговоры с Швецией (а не с Польшей). Воин был быстро выслежен, и стало известно, что он бежал в Гданьск. Вернулся Воин к 1666 г.

    С. 51. Князья Юрий Алексеевич (ум. в 1682 г.) и Дмитрий Алексеевич (ум. в 1674 г.) Долгорукие, Никита Иванович Одоевский вместе с А. Л. Ординым-Нащокиным выехали в мае 1664 г. в Смоленск для мирных переговоров с Польшей, которые начались 1 июня в Дуровичах. Целью русской дипломатии было заключение союза с Польшей и установление границы по Днепру.

    С. 53. Приказ тайных дел был учрежден Алексеем Михайловичем около 1658 г., в его функции входил секретный надзор за деятельностью бояр. С этой целью осведомители приказа рассылались в различные посольства, воеводства, на посольские съезды. Княвь Хованский Иван Андреевич (казнен в 1682 г.), приверженец старой веры, сторонник царевны Софьи; был известен буйным нравом и развратным поведением (получил народное прозвище В 1657 г. был назначен воеводой в Псков, а в 1666 г. -- в Новгород, где отменил ряд "вольностей", принятых А. Л. Ординым-Нащокиным, который во время своего воеводства все устроил "с примеру сторонних чужих земель" (ввел выборный суд и т. п.). О преобразованиях Ордина-Нащокина и их судьбе см.: Соловьев, кн. 7, с. 95 и ел.

    С. 55. Патриарх Никон (о нем см. в комментариях к роману "Великий раскол") пробыл в Воскресенском монастыре с июля 1658 г. по конец 1666 г.; там же был похоронен (1681 г.). ... писал об этом стольнику Матюшкину Афанасию Ивановичу, который неоднократно был царским послом и по делу Никона. Текст приводимого письма см.: Соловьев, кн. 6, с. 615.

    С. 57. "Книга глаголемая Лусидариус или златый бисер" -- сборник энциклопедического характера, был чрезвычайно распространен в Европе в средние века. В XVI в. с немецкого переведен на русский язык и широко распространялся в списках. Сборник был построен в форме вопросов и ответов ученика и учителя. Цитируемое место о циклопах и безглавых см.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890, с. 432, там же (с. 436 и ел.) -- соответствия другим цитатам из "Лусидариуса", включенным в повесть. Иисус же ответа не даде. Здесь и в конце этой главы имеется в виду библейское предание о допросе Христа римским наместником Понтием Пилатом (Марк, гл. 15; Иоанн, гл. 18), спросившим Иисуса: "Что есть истина?" Аввакум Петров (1620 или 1621--1682), протопоп, глава церковного раскола; см. о его деятельности в комментариях к роману "Великий раскол".

    С. 58. ... тринадцатый годок уж пошел. Софья родилась в 1657 г.

    С. 60. "Не соединюсь с отступниками" -- слова из "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного": Аввакум, с. 61. В повести упоминается издание под ред. Н. С. Тихонравова, СПб., 1861.

    С. 61. Иван Алексеевич Воротынский (ум. в 1679 г.) приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу по материнской линии; "человек ничтожный" (Соловьев, кн. 6, с. 618). Неоднократно был посланцем от царицы к Аввакуму.

    С. 62. Тимофей Тимофеевич Разин, брат Степана Разина, по преданию, был повешен по приказу Ю. А. Долгорукого за самовольный уход со своим отрядом казаков на Дон. Паломничество Степана Разина в Соловецкий монастырь, о котором идет речь, относится к концу 1661 г. (Соловьев, кн. 6, с. 289). Разин ходил в Соловки дважды: в 1652 и в 1661 г.

    С. 63. Воротынский просился ко мне в темницу...-- Аввакум, с 53.

    С. 64. Ноне кому охота венчаться мученическим венцом... По мысли Аввакума, реформы Никона полностью уничтожили святость веры, превратив Русь в Вавилон (в нарицательном, апокалипсическом значении: "... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным", Апокал., гл. 16--18). Поэтому поборники истинной веры, к которым относил себя Аввакум, подвергаются преследованиям не меньшим, чем при известных "вавилонских пленениях" (по библ. истории, 605-- 536 гг. до рождества Христа), т. е. насильственном уводе иудейского народа в Месопотамию ("Перейду"), и при гонениях на христиан римского императора Диоклетиана (284--305 гг. н. э.).

    Подлинные слова...-- Аввакум, с. 65. икона Божьей Матери находилась в Иверском монастыре на Афоне; в 1648 г. ее точная копия была привезена в Москву.

    С. 65. Княаь Семен Васильевич Прозоровский, бывший боярином при Алексее Михайловиче, умер в 1660 г. Мордовцев имеет в виду не его, а его старшего сына, князя Ивана Семеновича, назначенного в 1667 г. воеводой в Астрахань и казненного в июне 1670 г. после взятия города Степаном Разиным. И. С. Прозоровский в 1643 г. женился на Просковье Федоровне Лихачевой; у них было два сына Бориса, младший из которых был убит в Астрахани, а старший с матерью вернулся в Москву. Кроме двух Борисов, у Прозоровского был еще старший сын Петр, видный государственный деятель при Петре I.

    С. 67. Успенский собор в Кремле был основан в 1326 г., в нем венчались на царство и принимали патриарший сан. "Пещное действо" было описано в издававшейся Н. И. Новиковым "Древней Российской вивлиофике", т. 6, СПб., 1774 ("Чин бываемых пред Рождеством Христовым, в неделю святых отец, так называемого пещного действия, или воспоминание бывших в пещи трех отроков Анания, Азария и Мисаила"). Приведенное в повести описание составило и отдельную брошюру Мордовцева: "Пещное действо на Москве в 1675 г.", вышедшую в популярной серии "Библиотечка русских писателей для самообразования" (кн. 17, СПб., 1910).

    С. 68-69. Анания, Азария и Мисаил (Седрах, Мисах и Авденаго), по ветхозаветному преданию, три пленных иудея, отказавшиеся поклониться золотому истукану царя Навуходоносора и брошенные за это в пылающую печь, где они "ходили посреди пламени, воспевая Бога", и вышли из печи невредимыми (Даниил, гл. 3). Эта легенда разрабатывается в пьесе Симеона Полоцкого (1629--1680), крупнейшего русского поэта XVII века, учителя царевны Софьи и ее братьев, противника старообрядческого движения: "О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных" (1673-- 1674 гг.).

    С. 70. Иона (1607--1690) -- ростовский митрополит, во время удаления Никона в Воскресенский монастырь управлял патриархией; в 1664 г. был отстранен от дел за то, что принял от приехавшего в Москву Никона благословление.

    ... по середам (и пятницам) православная церковь требовала соблюдения однодневных постов: запрещалось употреблять мясную и вообще животную пищу. Кроме однодневных, были и многодневные посты: Великий пост (сорок дней перед пасхой), Филиппов (иначе Рождественский) пост, начинающийся 14 ноября в день памяти апостола Филиппа и длящийся до рождества. Католическая ("папежская") церковь не устанавливает многодневные посты и иначе располагает однодневные. Царьград -- Константинополь.

    С. 80. ... шпанская земля -- Испания. Лигорны -- Ливорно, город в Италии. ... в осень, о Михайлове дни -- память Михаила Архангела чтится 8 ноября.

    С. 81. Площадь св. Марка (Сан-Марка) в Венеции с собором св. Марка и дворцом дожей (венецианских правителей) -- главная площадь города, замечательный архитектурный ансамбль, на ней установлена колонна со статуей льва, калики перехожие -- странствующие нищие, просящие милостыни, пели духовные стихи, из которых одним из наиболее известных был стих про убогого Лазаря, восходящий к евангельской притче о бедняке Лазаре у порога богача, отказавшего ему в помощи (Лука, гл. 16)

    С. 82. Как и не белы-то снежки в поле забелелися! -- Возможно, имеется в виду одна из версий позднего романса литературного происхождения (см.: Избранной песенник. М., 1816, ч. I, с. 86). Более вероятно, что Мордовцев имел в виду одну из "казацких песен" ("Не белы-то снеги во чистом поле забелелися..."), записанную А. Н. Мордовцевой и Н. И. Костомаровым в Саратовской губернии (Летописи русской литературы и древности, т. 4, М., 1862, отд. 2. с. 82).

    С. 84. ... цысарская земля -- Австрия. Аршав-город -- Варшава... обжорный ряд -- место торговли готовыми кушаниями для просто народья; в Москве находился у Сухаревой башни.

    С. 87. Блудный сын -- широко известная евангельская притча о сыне, покинувшем дом отца, а затем испытавшем много бедствий и вернувшемся (Лука, гл. 15). Здесь имеется в виду стихотворная "Комедия притчи о блуднем сыне" Симеона Полоцкого, вошедшая в его рукописный сборник "Рифмологион" и изданная в 1685 г. Предполагают, что одним из побудительных мотивов к написанию пьесы была история бегства Воина Ордина-Нащокина.

    С. 89. Возьми свой одр и ходи одр -- постель.

    С. 94. ... окончание царского письма.-- Полный текст письма Алексея Михайловича приводится у Соловьева (кн. 6, с. 71--72) Письмо относится к началу 1660 г. Юрий Богданович (Зиновьевич) Хмельницкий (1641--1685), сын Богдана (Зиновия) Хмельницкого; украинский гетман. Участвовал в гетманских междоусобицах, в войне с поляками, уходил в монастырь, переходил на сторону Польши; в 1685 г. был окончательно отстранен от гетманства и казнен по приговору турецкого паши. Зять Юрия Хмельницкого Павел Тетеря Моржковский был избран гетманом в 1662 г. на Корсунской раде после отречения Ю. Хмельницкого. Тетеря вел постоянную борьбу за власть с И. Брюховецким, которым и был казнен в 1667 г. Об этом бурном времени в истории Украины подробно рассказывает Н. И. Костомаров в своих исследованиях (кн. 6), которые активно использовались Мордовцевым в этом и других произведениях.

    Стефан Чарнецкий (1599--1665) -- коронный гетман, киевский воевода, первым применивший в польских войсках тактику партизанской войны. Ян Собеский (1624--1696) -- талантливый польский полководец, с 1674 г. король Польши Ян III. Махновский (Маховский) -- польский полковник; в 1666 г. был разбит под Межибожьем и в оковах привезен в Крым.

    С. 95. Серко Иван был кагальницким полковником, затем запорожским кошевым. О его участии в описываемых событиях см. Костомаров, кн. 6, с. 25 и др.

    С. 96. Wyzsla ...-- Вышла девушка, вышла единственная, как розовый цветок (искаж. польск.). "Невольницкий плач" -- одна из наиболее известных украинских дум, лиро-эпических песен, главным образом исторического содержания, исполнявшихся преимущественно слепыми бандуристами. Текст приведенной думы ("Плач невольников у турок о выкупе", вар. А) см.: "Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова", т. I, Киев, 1875, с. 93--95.

    С. 99. Летит орел против сонця.-- Н. И. Костомаров, приводя обширный свод песен с аналогией казак-орел, замечает: "Молодец хотел бы, чтоб у него были орлиные крылья, летал бы он к девицам или к своей возлюбленной... Один из любимых образов в народной поэзии -- летание орла над морем -- сопоставляется с разными положениями и ощущениями молодца" (Кн. 8, с. 652).

    С. 105. ... в прошлом, в 143 году.-- До XVIII века в России летосчисление вели "от сотворения мира"; Петр I указом от 15 декабря 1699 г. ввел отсчет от новой эры ("от рождества Христова"). Разница между двумя системами составляла 5509 лет, т. е. 1664 год, о котором говорится в повести, по старому летосчислению был 7173, или, для простоты, 173 г. В тексте скорее всего была допущена опечатка.

    С. 108. ... поляки в этот день достигли Суботова. Село Субботово в Чигиринском уезде было имением Богдана Хмельницкого, где он был похоронен в 1657 г. Потерпевший поражение в Желтоводской битве Чарнецкий был пленником у Хмельницкого в Субботове. Об осквернении праха Хмельницкого см.: Костомаров, кн. 6, с. 33.

    С. 113. Как рябина, как рябина кудрявая! Эту песню Соловьев приводит в "Дополнениях" к 14 тому своей "Истории" (кн. 7, с. 646).

    С. 121. Он всех прощал... женщине, замеченной в прелюбодеянии, которую фарисеи и книжники собирались побить каменьями, но Христос сказал им: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоанн, гл. 8); слова "за то, что она много любила" отсылают и к другой притче: о прощении Христом грешной женщины (Лука, гл. 7, ст. 47); простил разбойника, распятого вместе с ним на Голгофе (Лука, гл. 23). Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э. -- 14 н. э.) -- прославленный римский император.

    С. 125. Нил Столобенский (ум. в 1555 г.) -- основатель Ниловой пустыни на острове Столобенском озера Селигер.

    С. 129. Он недавно только воротился... из морского похода. Разин с казаками с 1667 г. ходил на так называемые "козакования", промышляя на Волге и на Каспии, в том числе в турецких водах. Причиной этих походов был голод 1667 г., охвативший Дон; как заявлял сам Разин о своих казаках, "де им пить и есть стало нечево, а государева денежного и хлебного жалованья присылают им скудно и они де пошли на Волгу реку покормитца" (Степанов И. В. Крестьянская война в России в 1670--1671 гг. Восстание Степана Разина. Т. 1. Л., 1966, с. 311). Последующее повествование довольно точно отражает фактические события, связанные с восстанием под предводительством Степана Разина. Источниками Мордовцеву служили Соловьев (кн. 6, т. 11, гл. 5), Костомаров (кн. 1, с. 405--505). Князь Хилков Иван Андреевич, меньшой, был сменен на посту астраханского воеводы в 1668 г.

    С. 130. Кир (Старший) (559--530 до н. э.) -- основатель древнеперсидского царства. КамбизыКсеркс (ум. в 465 г. до н. э.) -- персидский царь, сын Дария I (550--486 до н. э), который был одним из наиболее известных царей Персии. Собрав огромное войско, вел непрерывные войны и предельно раздвинул ее границы. Испагань -- город в Персии (Иране), служил резиденцией шахов. Фарабад -- персидский город на побережье Каспийского моря; о взятии его войском Разина рассказывается у Костомарова (кн. 1, с. 436).

    С. 131. Князь Львов Семен Иванович вместе с Прозоровским был астраханским воеводой, казнен в Астрахани казаками Василия Уса в мае 1672 г. вместе с митрополитом Иосифом (Соловьев, кн. 6, с. 323--324).

    С. 141. ... царила у нас в Астрахани проклятая Маринка-безбожница с Ивашкою Заруцковым.-- Марина Мнишек, дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия, и Заруцкий Иван Мартынович, атаман донских казаков, примкнувший к Лжедмитрию, после поражения от русских войск в 1613 г. ушли в Астрахань, где пытались собрать силы для нового похода, но в следующем году были выбиты из Астрахани и взяты в плен у Яика, после чего казнены. Марине Мнишек Мордовцев посвятил специальный очерк в книге "Русские исторические женщины".

    С. 142. Счастье Здесь, очевидно, контаминация двух мифов: о царе Поликрате и брошенном им в море перстне, который затем был найден в пойманной рыбе (Геродот, История, кн. 3; 40--42), и о принесении по требованию оракула царем Агамемноном в жертву своей дочери Ифигении. Мысль привести легендарно-историческую параллель к поступку Разина была, возможно, подсказана Мордовцеву книгой Костомарова, в которой приводится аналогия Разин -- Садко (кн. 1, с. 447).

    С. 143. Н. И. Костомаров полагает...-- Костомаров, кн. 1, с. 446.

    "Домострой" -- свод правил и наставлений, регламентирующих бытовое и общественное поведение человека; содержал советы по хозяйству, воспитанию детей, семейному обхождению, некоторые правила "приличий"; было известно много редакций "Домостроя"; восходят ли приведенные слова к одной из них, сказать трудно. Ср. также в кн.: Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, СПб., 1711, її 55--59; ср. комм, к с. 378.

    С. 150. Номоканон, названия: "номоканон", законо-уложение).

    С. 151. Соломон -- третий иудейский царь (ок. 965--928 до н. э.); ветхозаветная и неканонические традиции рисуют его величайшим мудрецом. Известна легенда о чудесном перстне Соломона, Иона -- ветхозаветный пророк. Бежав от бога Яхве, Иона был настигнут морской бурей, насланной богом на корабль. По жребию Иона был выброшен как жертва в море, которое сразу же утихло (ср. русскую легенду о Садко). Иону же проглотила громадная рыба (кит), в чреве которой три дня и три ночи он пребывал, взывая к богу. Вняв его мольбам, бог приказал рыбе извергнуть его на сушу.

    С. 152. Голицын

    С. 154. Андрусовский мир с Польшей был подписан 30 января 1667 г. в селе Андрусово, недалеко от Смоленска. Договор (мир на 13,5 лет) должен был завершить борьбу за Украину, начавшуюся в 1654 году.

    С. 157. -- традиционный запев казачьих песен, многие из которых вошли в цикл, посвященный Степану Разину. Наряду с Черкасском упоминаются и другие места: Владимир, Кагальник и пр. Тексты см.: Лозанова Н. А. Народные песни о Степане Разине. Саратов, 1928 (No 17 и с. 52, 61). Корнилка Яковлев -- см. его характеристику у Костомарова: это был "старый, заслуженный воин -- он принадлежал к партии домовитых казаков; он удерживал казаков в верности царю и в повиновении закону... За ним нельзя было разгуляться Стеньке..." (Кн. 1, с. 428).

    С. 160. -- Изложение описываемых событий, а также приводимую Мордовцевым цитату из "летописца" см.: Костомаров, кн. 6, с. 115--116.

    С. 169. Марья Ильинишна умерла после родов 2 марта 1669 г.

    Вниз по матушке по Волге -- известная народная песня, входившая в цикл песен о Разине (текст: Костомаров, кн. 1, с. 456-- 457; Лозанова А. Н. Народные песни о Степане Разине, No 23).

    С. 173. Васька Ус "... когда Стенька отправился под Симбирск, в Астрахани остался начальствовать атаманом Васька Ус, или Чертоус, и с ним двое старшин, Иван Терской и Федор Шелудяк. Васька Ус был главный атаман донских казаков, овладевших Астраханью, наместник батюшки Степана Тимофеевича, и представлял собою верховную власть..." (Костомаров, кн. 1, с. 484).

    С. 180. Отец Никифор (Микифор) сопровождал Разина в его походах. Вот что сообщалось о нем в "отписках" князя Ромодановского царю: "... и в Сиротине де городку сшолся с ними (стрельцами. -- С. П., А. Р.) <...> и они де ево попа узнали, что он в то число, как Стенка Разин их стрельцов разбивал, был с ним Стенком на стругу и воровал и людей побивал <...> а подушка де у него попа головы Ивана Лопатина и он де поп за то их, что они на него в воровстве известили при воеводе... бранил и бил..." Попов А. Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. М., 1857, с. 7--8.

    С. 182. Тургенев Тимофей Васильевич -- царицынский воевода. Описание его смерти: Соловьев, кн. 6, с. 300--301.

    С. 184. Казанке.-- Полный текст песни см.: Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина. Т. 1, Л., 1983, No 392, с. 179.

    С. 185. ... как вон в песне поется..."Груня, атаман разбойников" (Политические движения русского народа. Т. 2, СПб., 1871, с. 92).

    С. 187. Ермак Тимофеевич -- атаман казаков. В начале 1580-х гг. выступил с отрядом казаков против сибирского хана Кучума и в октябре 1582 г. разбил его войска и взял город Сибирь, после чего послал одного из своих атаманов Ивана Кольцо к царю, который пожаловал казаков подарками и выслал им подкрепление. Ермак был убит татарами Кучума 6 августа 1585 г. Герои Мордовцева осуждают эволюцию Ермака от лихого казачьего атамана, предводительствовавшего набегами на Дону, к подвластному царя и купцов Строгановых (участвовавших в организации похода Ермака в Сибирь), противопоставляя ему независимого Степана Разина. В этой оценке Мордовцев явно полемизирует с официальной точкой зрения, ср. высказывание М. П. Погодина: "В Разине Россия имела бы второго Ермака,-- но стеклись враждебные обстоятельства, и он совратясь с пути, получил достойную казнь разбойника" (Москвитянин, 1841, No 7. с. 165, прим.).

    С. 189. ... -- т. е. 1670г.; см. ком. к с. 105.

    С. 197. Иоанн Дамаскин (ок. 673 -- ок. 777) -- один из отцов церкви, автор многих богословских трудов. Свою Дамаскин написал на смерть инока монастыря Саввы Освященного. ... "Весновая песня" -- первая из шести песен, записанных для Ричарда Джемса (см. ком. к с. 40). Мордовцев ссылается на их первое издание: первое прибавление к "Известиям имп. АН по Отделению русского языка и словесности". СПб., 1852, т. 1; затем неоднократно переиздавались.

    С. 213. -- боярин, видный сановник (род Милославских возвысился благодаря браку царя Алексея Михайловича и Марьи Ильиничны Милославской), умер в 1685 г. Мордовцев ошибся: в 1671 г. симбирским наместником был Иван Богданович Милославский (см.: Соловьев, кн. 6, с. 306--308; здесь рассказывается об участии Милославского в борьбе против Степана Разина).

    С. 214. Святополк Окаянный (ок. 980--1019) -- русский князь. сын Владимира Святославича, после смерти которого (1015 г.), борясь за княжение в Киеве, Святополк убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава; за эти предательские убийства он и получил прозвище Окаянного.