• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1914"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Милюков Ю. Г.: Мордовцев Д. Л. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    2. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    3. За чьи грехи? Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    4. Сидение раскольников в Соловках. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    5. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    6. Видение в публичной библиотеке
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    7. Наносная беда. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    8. Господин Великий Новгород. Глава I. Избрание владыки
    Входимость: 1. Размер: 21кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Милюков Ю. Г.: Мордовцев Д. Л. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: казачьему роду. Имя деда, сотника Запорожской Сечи, Слипченко-Мордовца стало одним из его. литературных псевдонимов, а биография отца, выкупившегося на волю крепостного крестьянина, волновала его всю жизнь. Свои литературные начинания М. связывал с богатой библиотекой: старинных книг, оставшейся после смерти отца (1831). С семи лет пробовал писать стихи, а в 1840 г., подражая Дж. Мильтону, сочинил поэму (не сохранилась). Опекуны и первый учитель дьяк Федор Листов отмечали в своем питомце незаурядные способности и редкую память, что позволило ему вскоре стать первым учеником окружного училища и затем с похвальным листом окончить Саратовскую гимназию (1850). Правда, о школьных голах М. отзывался достаточно резко: "Развития положительно никакого и не от кого было ждать" (Из минувшего и пережитого. -- С. 580). В гимназии он штудировал древние языки, однажды написал комическую поэму в духе "Одиссеи", был дружен с А. Н. Пыпиным, учившимся в той же гимназии и ставшим впоследствии известным историком литературы. В 1850 г. М. поступил на филологический факультет Казанского университета, но, по его словам, "влекомый к большому образованию" и следуя советам Пыпина, через год перевелся на словесное отделение в Петербургский университет. Вместе с Пыпиным, О. Ф. Миллером, В. И. Ламанским он занимался в семинаре акад. И. И. Срезневского, который высоко оценил студенческие опыты М. (разборы летописей, обработку фольклорных текстов и др.). Выпускное сочинение "О языке "Русской правды" (1854) было отмечено золотой медалью. Возможно, под влиянием Срезневского в М. развился интерес к изучению летописей, агиографии, исторических преданий, ставших основным источником его...
    2. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: умеренного народничества, "славянских" симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его "народном" творчестве ("Калики перехожие", "Понизовая вольница", русский и особенно украинский фольклор). Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов. На фоне традиционных для официальных историков описаний "подвигов" и "мудрых" начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя. Главное произведение М. — роман "Знамения времени" [1869] — пользовалось чрезвычайной известностью. Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к "опасным" в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек. Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого "героического времени". Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине. Герои М. отрекаются от "однобоких" идеалов Чернышевского, они утверждают, что "Рахметовы устарели". "Мы, — говорит один из персонажей романа, — йдем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы...
    3. За чьи грехи? Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: в 1987 г., в Киеве и Ростове-на-Дону вышли однотомники его произведений, подготовленные В. Г. Беляевым и В. С. Момотом, последнему принадлежит и единственное монографическое исследование "Даниил Лукич Мордовцев: Очерк жизни и творчества". Ростов-на-Дону, 1978. Тексты данного издания печатаются по последнему прижизненному собранию сочинений писателя с проверкой по другим прижизненным изданиям. Ограниченность объема настоящего издания не позволяет прокомментировать все упоминаемые в произведении исторические факты, события, лица, да это и не представляется целесообразным, так как многое при чтении становится ясным из общего контекста произведений. В комментариях, кроме раскрытия реалий, исторических пояснений и уточнений, делается попытка восстановить исторические источники, использованные Д. Л. Мордовцевым в своей работе. В комментариях приняты следующие сокращения: Аввакум -- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. Гиббенет, 1, 2 -- Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. 1--2. СПб., 1882--1884. Каптерев 1, 2 -- Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1--2. Сергиев Посад, 1909--1912. Костомаров -- Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Исторические монографии и исследования. Кн. 1--8. СПб., 1903--1906. Морозова -- Повесть о боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., 1979. Никон -- Дело патриарха Никона. СПб., 1897. Соловьев -- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 5--7 (т. 9--14). М., 1961-1962.  ЗА ЧЬИ ГРЕХИ? Повесть из времен бунта Разина. Впервые повесть опубликована в 1891 г., затем входила в состав собраний сочинений писателя; ...
    4. Сидение раскольников в Соловках. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Мордовцев Д. Л. Поли. собр. исторических романов, повестей и рассказов: В 33 т. Т. 8. Кн. 19. Спб., 1914. С. 18. ... весна 1674 года... - автор сознательно использует анахронизм: современное летоисчисление от Рождества Христова было принято в 1700 году. В то время - это "весна 7182 г. от сотворения мира". Титлы- знаки, указывающие на сокращенное написание слова в письменности Древней Руси и Византии. Стегно- часть ноги от таза до колена. Запись в летописи о жизни великого князя Московского Василия III (1479 - 1533). С. 19. Скуфейка- остроконечная шапочка черного или фиолетового цвета, которую носят монахи. ... у Стеньки... - у Степана Тимофеевича Разина. С. 20. ... восьмиконечный крест... старообрядческий, отличается наличием двух перекладин; вверху - титло (с винами распятого Христа) и внизу - подножие. ... двумя персты... - возведенный на патриарший престол Никон (Минов Никита, 1605 - 1681) в 1653 - 1656 годах провел церковную реформу. Суть преобразований сводилась к исправлению неточностей, вкравшихся в тексты богослужебных книг при многократных переписках, и к сближению русской церкви с греческим ортодоксальным православием. Вместо двух перстов вменялось креститься тремя; в символе веры - изложении основ христианской догматики - исключалось слово "истинного" и "аз"; три раза ("трегубая"), а не два ("сугубая") должно было произносить "аллилуйя". ... черкасский городех... - украинских городах. ... етманпольской стороны,Петр ушка Дорошонок... - Дорошенко Петр Дорофеевич (1627 - 1698) - гетман Правобережной Украины. При поддержке Турции и Крымского ханства пытался овладеть Левобережной Украиной, воссоединившейся с Россией в 1654 году. Сдался в плен русским войскам в 1676 году. С. 21. Аер(аэр) - воздух. С. 23. Зосим-Савватий!Соловецки! -Савватий монах Валаамского монастыря, основоположник Соловецкого монастыря (1429);Зосима -...
    5. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: делами по политическим преступлениям. ... ссылка мина "Ефрема Сирина об антихрист е", н а "Апокалипси с", н а "Маргери т". -Ефрем Сирин(умер в 373 году) - церковный писатель, книга его "Поучений" была издана в Москве в 1647 году; Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова (последняя книга Нового завета) книга пророчеств;Маргери т - книга избранных бесед Иоанна Златоуста, византийского церковного деятеля и писателя IV - V вв. ... для... похода под Азов... - имеется в виду поход 1696 года, закончившийся взятием этой турецкой крепости. С. 139. ... наш отечественный Торквемадо... - Торквемада Томас (ок. 1420 - 1498) - глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492). Боярин князь Иван Иванович Хованской... и з "тараруевце в"... - "Тараруем" (пустомелей) называли князя Ивана Андреевича Хованского (? - 1682), отца героя. В 1682 году, будучи во главе Стрелецкого приказа, во время московского восстания стрельцов выступил против правительства Софьи; был казнен. С. 140. Распоп- поп-расстрига, с которого снят священнический сан. Батырщик- типографский работник, печатник. С. 143. Бармы- драгоценное оплечье, украшавшее великокняжеское или царское платье. С XV века - одна из необходимых регалий при короновании. С. 144. Аналой- высокий столик с наклонным верхом для богослужебных книг и икон. С. 146. ... Павловы-де твоиуста... - апостола Павла, ученика Иисуса Христа, по церковному преданию, "страждущего в оковах". С. 148. ... родитель мой короводился с Никоном... - патриарх Никон пользовался особым расположением царя Алексея Михайловича, до опалы назывался "собинным другом". С. 149. Стефан Яворский(1658 - 1722) - русский церковный деятель, писатель. С 1700 по 1721 год - местоблюститель ...
    6. Видение в публичной библиотеке
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: да дворники. Читальные залы и отделения Публичной библиотеки пусты. Оттого и тихо так. Только в Ларинской зале над большим столом наклонилась седая борода и шуршит жесткими пожелтевшими листами старой книги. В "Россика", в углу, виднеется классическая фигура спящего сторожа. Тихо кругом, так тихо, точно на кладбище. Да это и в самом деле великое, мировое кладбище голов человеческих, гениальных, умных и - увы! глупых. Только извне в это тихое пристанище смерти и бессмертия доносятся неясные отзвуки жизни. То задребезжит нетерпеливый звонок конки, то прогромыхает по глухому торцу извозчичья карета, отзовется где-то гармоника, и опять все тихо. На карнизах, за окнами, голуби хлопают крыльями об стены и гнусливо воркуют. То прорежет воздух резкий писк стрижей - и словно растает в этом же воздухе. Как тихо, как хорошо, как задумчиво работается среди этого могильного уединения, летом, в нашем драгоценном книгохранилище! Только тот, кто работает в нем летом и - раздумывался над отошедшею в вечность жизнью и мыслью людей, имена, чувства, деяния и...
    7. Наносная беда. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: - 1783) - фаворит Екатерины II, один из четырех братьев Орловых (Иван, Владимир, Алексей герой Чесменской битвы), возведших на престол Екатерину II. С. 301. Петр Семенович Салтыков(1696 1772/73) - выдающийся полководец, граф, генерал-фельдмаршал. В Семилетней войне, командуя русской армией, одержал победы над прусскими войсками Фридриха Великого при Пальциге и Кунерсдорфе (1759). В 1764 - 1771 годах генерал-гебернатор Москвы. С. 303. ... Чесму не забудут турки. - Чесменский бой 25 - 26 июня 1770 года во время русско-турецкой войны. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова блокировала турецкий флот в бухте Чесма на побережье Малой Азии и уничтожила его, что обеспечило русским господство на Эгейском море и блокаду Дарданелл. С. 313. ... богатырь Полкомили Полкан... персонаж народных легенд, человекоконь, кентавр. С. 316. Аще же рассыпалася язва по ризе,или попрядене,или покроках... - Если язва проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или на одежде льняной... (Библия. Левит. Гл. 13. 47.) С. 317. ... и соборованье,и литеишк уотмахать... - причастить и отпустить грехи умирающему и отслужить краткую молитву об упокоении умершего. Варварские ворота "запирали" в Китай-городе улицу Варварку, ныне улица Разина. Голичный ряд- где продавали кожи и кожаные рукавицы,...
    8. Господин Великий Новгород. Глава I. Избрание владыки
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: соборного крыльца и около него стояли старосты "концов", сотские и десятники, поблескивая на солнце бердышами. Среди них терся слепой нищий, известный всему Новгороду Тихик блаженненький -- "Христа ради юрод" и, за неимением глаз, духом своим "провидящий вся сокровенная". Он прикасался то к тому, то к другому из старост и сотских, тряс косматою, нечесаною головой и идиотически улыбался. В руках у него была длинная палка -- посох с ручкою в виде восьмиконечного креста6, на котором висели различной величины сумки. Две большие сумы перекинуты были, посредством ремней, через плечи, крест-накрест. Наконец, из соборных дверей вышел на паперть священник в полном облачении и с крестом в руках. За ним показалась седая голова с золотою гривною на шее. Священник осенил крестом народ на все стороны -- и тысячи рук замахали в воздухе, творя крестное знамение. От этого немого согласного движения тысяч глухой гул прошел по площади и по всему "детинцу". -- Братие новугородьци! -- раздался с паперти скрипучий старческий голос. -- Жеребий Господень совершается! Молитеся святой Софии, да укажет перст Божий на достойного владыку. Тысячи рук снова взметнулись, и снова глухим гулом -- немая молитва по всему "детинцу"... -- Сыщите, братие, Тихика блаженного, -- снова раздался тот же старческий голос. -- Тихика!.. Тишу блаженненького! -- пронесся говор в толпе. -- Здесь Тихик, здесь блаженный... -- Я тутотка, -- отвечал сам нищий, ощупывая посохом землю и подходя к паперти. -- Туто изгой Тишка... Подайте Христу! И он протягивал руку, ожидая получить милостыню. -- Чадо Тихиче! -- заговорил священник, осеняя нищего крестом. -- Сотвори знамение. Нищий перекрестился и поднял голову, поводя слепыми глазами и как бы ища чего-то в воздухе. Священник приложил крест к его губам. -- Гряди за мною,...