• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1880"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Милюков Ю. Г.: Мордовцев Д. Л. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    2. Сенчуров Ю.: Исторические видения Даниила Мордовцева.
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    3. Мамаево побоище. Глава XI. Побоище. Мамай одолевает
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    4. Панов С. И., Ранчин А. М.: Д. Л. Мордовцев и его историческая проза
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    5. Сидение раскольников в Соловках. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    6. Замурованная царица. Глава XXVI. Египетские казни
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    7. Господин Великий Новгород. Знамения времени. Предисловие Юрия Сенчурова
    Входимость: 1. Размер: 43кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Милюков Ю. Г.: Мордовцев Д. Л. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: украинскому; казачьему роду. Имя деда, сотника Запорожской Сечи, Слипченко-Мордовца стало одним из его. литературных псевдонимов, а биография отца, выкупившегося на волю крепостного крестьянина, волновала его всю жизнь. Свои литературные начинания М. связывал с богатой библиотекой: старинных книг, оставшейся после смерти отца (1831). С семи лет пробовал писать стихи, а в 1840 г., подражая Дж. Мильтону, сочинил поэму (не сохранилась). Опекуны и первый учитель дьяк Федор Листов отмечали в своем питомце незаурядные способности и редкую память, что позволило ему вскоре стать первым учеником окружного училища и затем с похвальным листом окончить Саратовскую гимназию (1850). Правда, о школьных голах М. отзывался достаточно резко: "Развития положительно никакого и не от кого было ждать" (Из минувшего и пережитого. -- С. 580). В гимназии он штудировал древние языки, однажды написал комическую поэму в духе "Одиссеи", был дружен с А. Н. Пыпиным, учившимся в той же гимназии и ставшим впоследствии известным историком литературы. В 1850 г. М. поступил на филологический факультет Казанского университета, но, по его словам, "влекомый к большому образованию" и следуя советам Пыпина, через год перевелся на словесное отделение в Петербургский университет. Вместе с Пыпиным, О. Ф. Миллером, В. И. Ламанским он занимался в семинаре акад. И. И. Срезневского, который высоко оценил студенческие опыты М. (разборы летописей, обработку фольклорных текстов и др.). Выпускное сочинение "О языке "Русской правды" (1854) было отмечено золотой медалью. Возможно, под влиянием Срезневского в М. развился интерес к изучению летописей, агиографии,...
    2. Сенчуров Ю.: Исторические видения Даниила Мордовцева.
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: ста томов его произведений. Между тем, роман о современной Мордовцеву народнической интеллигенции - единственная книга писателя, изданная в городе на Неве и в столице в советское время 2 . Хотя только за двенадцать предреволюционных лет (Д. Л. Мордовцев умер в 1905 г.) в Петербурге вышло три собрания его сочинений! Был пресечен интерес русских читателей к главному в творчестве Мордовцева - его исторической беллетристике. Как будто изменение государственного строя должно было означать и столь же решительное изменение интересов читателей - в том числе и к прошлому своего народа. В самом деле. Ни одна из наций Союза не была так унифицирована с понятием о "новой исторической общности", как русская нация. Уже само упоминание о ней стало возможным лишь в разговоре о прошлом, которое в "Истории СССР" рассматривалось сквозь призму современной, особенной идентичности русского - советскому народу. Хотя официальные историки и продолжали маяться между "Россией - тюрьмой народов" и "сплотившей" их "великой Русью". Исторические представления Д. Мордовцева не укладывались в такую историю....
    3. Мамаево побоище. Глава XI. Побоище. Мамай одолевает
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: друг против друга полчищ. По всем рядам затрубили трубы, ударили в варганы. -- Боже, помоги нам! -- раскатами грома прошел крик по рядам русских ратей. -- Алла! Алла! Алла!-- страшно, потрясающе взвыла другая сторона. И полчища сшиблись. Казалось, что дрогнули земля, и воздух, и небо. С первых же моментов послышались среди бранных кликов отчаянные, раздирающие душу вопли, крики и стоны раненых, проколотых копьями, рассеченных мечами. Татарские копья, целыми частоколами упиравшиеся в русские ряды, пронизывали насквозь эти ряды и клали их на месте, как скошенную траву. За скошенным рядом стоял новый ряд, и его прободали и повергали на землю кровавые жерди врагов. Эти кровавые жерди двигались все вперед, сметая целые ряды, и татарские ноги уже шагали по трупам первых рядов, переднего "суйма", и скользили по горячей крови. Раненых, не доколотых до смерти, давили ногами или рассекали саблями, когда иной, не добитый и не задавленный еще, хватался за татарские ноги и в бессильном отчаянии грыз их зубами, как собака грызет распоровшего ей живот кабана. Другой раненый подымался с земли и, приняв в объятия не ждавшего его врага, как сноп падал с ним на землю, в лужу крови, и давил его коленками, грыз его лицо, стараясь разгрызть шею. Это была не стрелометательная битва, не огнестрельная, а ужасная рукопашка, даже не сеча, негде размахнуть руку, поднять меч... Сплошь и рядом среди этой страшной рукопашки катались по земле кровавые клубки, это противники, иногда несколько татар и несколько русских, которые сплелись руками и ногами и, катаясь клубком по земле, душат один другого, рвут за волосы, стараются вывихнуть у врага руку, ногу, сломать пальцы или своими пальцами и когтями вырвать у врага глаза, разодрать рот. Иной ногами топтал лицо поверженного на землю противника и с ...
    4. Панов С. И., Ранчин А. М.: Д. Л. Мордовцев и его историческая проза
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    Часть текста: поколения и не имели возможности узнать. Но в последние годы мы все чаще обращаемся к нашему прошлому, к непонятому в нем и забытому. Поэтому и книги Д. Л. Мордовцева снова начинают приходить к читателю. Этот процесс закономерен: былой широчайший успех писателя диктует его возвращение, "... всякий успех всегда необходимо основывается на заслуге и достоинстве,-- писал В. Г. Белинский. -- Человек, умственные труды которого читаются целым обществом, целым народом, есть явление важное, вполне достойное изучения. Как бы ни кратковременна была его сила, но если она была -- значит, что он удовлетворил современной, хотя бы то была и мгновенной, потребности своего времени или, по крайней мере, хоть одной стороне этой потребности. Следовательно, по нему вы можете определить моментальное состояние общества или хотя одну его сторону" 2 .  * * * Даниил Лукич Мордовцев родился 7 (19) декабря 1830 года в слободе Даниловке Усть-Медведицкого округа, области Войска Донского. По своему происхождению он принадлежал к старинному украинскому...
    5. Сидение раскольников в Соловках. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: 1914. С. 18. ... весна 1674 года... - автор сознательно использует анахронизм: современное летоисчисление от Рождества Христова было принято в 1700 году. В то время - это "весна 7182 г. от сотворения мира". Титлы- знаки, указывающие на сокращенное написание слова в письменности Древней Руси и Византии. Стегно- часть ноги от таза до колена. Запись в летописи о жизни великого князя Московского Василия III (1479 - 1533). С. 19. Скуфейка- остроконечная шапочка черного или фиолетового цвета, которую носят монахи. ... у Стеньки... - у Степана Тимофеевича Разина. С. 20. ... восьмиконечный крест... старообрядческий, отличается наличием двух перекладин; вверху - титло (с винами распятого Христа) и внизу - подножие. ... двумя персты... - возведенный на патриарший престол Никон (Минов Никита, 1605 - 1681) в 1653 - 1656 годах провел церковную реформу. Суть преобразований сводилась к исправлению неточностей, вкравшихся в тексты богослужебных книг при многократных переписках, и к сближению русской церкви с греческим ортодоксальным православием. Вместо двух перстов вменялось креститься тремя; в символе веры -...
    6. Замурованная царица. Глава XXVI. Египетские казни
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: земли фараонов и многие из военачальников. Решено было или убить Рамзеса, или извести его с помощью колдовства, посредством восковых изображений, которые изготовил Пенхи из воска священной свечи богини Сохет, по благословению ее верховного жреца Ири. Заговором руководил Бокакамон с двумя помощниками по управлению женским домом, или гаремом, фараона. В число заговорщиков вступили: семь ближайших советников Рамзеса, семь писцов, семь землемеров женского дома, четыре военачальника, из них один вождь гарнизона столицы фараонов, вождь иноземного легиона Куши, Банемус, сестра которого была наперсницей Тии, один государственный казнохранитель, два верховных жреца, знаменосец гарнизона Фив и смотритель стад фараона. Все это были самые влиятельные лица в государстве. Надо заметить, что советники, "абенпирао", стояли у самого кормила правления; они были ближе к фараону, чем "великие князья" или наместники царя в областях; таким "абенпирао" был когда-то еврей Иосиф, сын Иакова. "Писцы" также играли важную роль в управлении Египтом: это были ученые-законники, имевшие огромное влияние на народ. Таким образом, все, казалось, готово было обрушиться на Рамзеса, и только смерть прелестной дочери Приама открыла глаза фараону. Главных заговорщиков постигла страшная казнь. Сохранился папирус, находящийся ныне в Турине и...
    7. Господин Великий Новгород. Знамения времени. Предисловие Юрия Сенчурова
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: какими прежде всего чувствами было ознаменовано это время в жизни народа и почему "со временем" стали являться выразители, а то и творцы таких чувств, которые превращали сам народ в орудие зла и насилия. "Творцы" народных чувств объявятся и в году семнадцатом, и позже, когда, например, даже литературную полемику прошлого века употребят в политических целях. ... Салтыков-Щедрин в письме к одному из своих современников по поводу только что напечатанной им "Истории одного города" писал о жизни в России, как о "жизни, находящейся под игом безумия". Конечно же хорошо, что это произведение великого сатирика издавалось в советское время много раз: типы, в нем выведенные, узнаваемы до сих пор. Например -- дю Шарио Ангел Дорофеевич. Вспомним, как этот градоначальник, начав объяснять глуповцам права человека, кончил тем, что объяснил им права Бурбонов... Однако толкование российской действительности, как находящейся "под игом безумия", было характерно для многих литераторов-демократов XIX века; во многом, по их мнению, "эту действительность" России питала история ее государственности -- отсюда и столь резкая критика многих художественных описаний отечественной истории. Но именно этой конкретно направленной критикой и воспользовались затем, в советское время, в качестве своего рода "юридических определений". Осудив и запретив издание, например, большей части исторической беллетристики М. Н. Загоскина, полностью -- Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, К. П. Масальского, Ф. В. Булгарина, Н. М. Коншина, Р. М. Зотова и многих других...