• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1736"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    2. Фанатик. Глава XI. Юродство -- сила древней Руси
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Державный плотник. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: его,Павлуша Ягужинский... - Павел Иванович Ягужинский (1683 - 1736). Сын органиста лютеранской церкви, один из ближайших сподвижников Петра I, в конце жизни - генерал-прокурор сената. С. 133. Баркалоны- суда для Азовского флота, итальянского образца, строились с 1698 по 1700 год. Барбарские суда(берберские) - турецкого образца, строившиеся в подвластных Турции североафриканских провинциях. С. 134. ... тетрати... - Так в то время писали и говорили. С. 136. ... в Преображенский приказ, к князь-кесарю... - то есть к Ромодановскому Федору Юрьевичу (ок. 1640 - 1717), ведавшему делами по политическим преступлениям. ... ссылка мина "Ефрема Сирина об антихрист е", н а "Апокалипси с", н а "Маргери т". -Ефрем Сирин(умер в 373 году) - церковный писатель, книга его "Поучений" была издана в Москве в 1647 году; Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова (последняя книга Нового завета) книга пророчеств;Маргери т - книга избранных бесед Иоанна Златоуста, византийского церковного деятеля и писателя IV - V вв. ... для... похода под Азов... - имеется в виду поход 1696 года, закончившийся взятием этой турецкой крепости. С. 139. ... наш отечественный Торквемадо... - Торквемада Томас (ок. 1420 - 1498) - глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492). Боярин князь Иван Иванович Хованской... и з "тараруевце в"... - "Тараруем" (пустомелей) называли князя Ивана Андреевича Хованского (? - 1682), отца героя. В 1682 году, будучи во главе Стрелецкого приказа, во время московского восстания стрельцов выступил против правительства Софьи; был казнен. С. 140. Распоп- поп-расстрига, с ...
    2. Фанатик. Глава XI. Юродство -- сила древней Руси
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: за честь принимать у себя босого и нечесаного Фомушку или Никитушку, и Никитушки давали тон общественному мнению, направляя иногда государственные дела в нежелательную для властей сторону. За них стояли и народ, и войско. Наш Фомушка являлся живым протестом обновления Руси, и за ним стояла вся старинная бородатая знать. Фомушка ядовито осмеивал все нововведения гениального преобразователя, и злые сатиры его переходили из уст в уста, от боярыни к боярыне, от святителя к святителю. Он постоянно язвил особенно Феофана Прокоповича 12 , сочиняя про него небылицы и нелепые вирши, вроде следующей: Хохол, хохол, Черкаской вол, Мазепин брат, А чертов сват -- На Русь пришел, Латынь привел С табун-травой, Что выросла из черева Блудницы злой. Эти глупые вирши расходились по Москве и по Петербургу, отравляя и без того невежественные умы, и глухая смута таилась то по боярским домам, то по кельям старых, закоренелых святителей-"пустосвятов". Как Фомушка избегал страшной дубинки преобразователя, это была его тайна, и скорее тайна покровительствовавших ему боярынь и даже "дворских девок", то есть придворных фрейлин. Он знал все, что делается и при дворе, и в коллегиях, и в тайных канцеляриях. -- Ах вы, гули, гули умницы,-- говорил он часто, обращаясь к голубям, слетавшимся к нему за кормом,-- вот если б я вас учил дубинкою, как тот, вы бы все от меня в лес улетели. И бородачи-патриоты, лавочники и кулаки, слушая такие речи юродивого и догадываясь, на кого он метит, лукаво улыбались в свои бороды и помалкивали: "не ровен час..." Это был такой же фанатик, как и тот, который сидел теперь в крепости, но только более осторожный и несравненно более опасный. Они знакомы были еще по Москве, когда тот, который сидел теперь в крепости, еще не был архимандритом и настоятелем Александро-Свирского монастыря, а находился еще в Чудовом монастыре и состоял при лампадах святителя под скромным именем "Алексея-лампадчика". Оба ...