• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1923"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    2. Господин Великий Новгород. Знамения времени. Предисловие Юрия Сенчурова
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    3. Сенчуров Ю.: Исторические видения Даниила Мордовцева.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: путанную смесь умеренного народничества, "славянских" симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его "народном" творчестве ("Калики перехожие", "Понизовая вольница", русский и особенно украинский фольклор). Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов. На фоне традиционных для официальных историков описаний "подвигов" и "мудрых" начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя. Главное произведение М. — роман "Знамения времени" [1869] — пользовалось чрезвычайной известностью. Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к "опасным" в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек. Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого "героического времени". Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине. Герои М. отрекаются от "однобоких" идеалов Чернышевского, они утверждают, что "Рахметовы устарели". "Мы, — говорит один из персонажей романа, — йдем в народ не с прокламациями, как...
    2. Господин Великий Новгород. Знамения времени. Предисловие Юрия Сенчурова
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: таких чувств, которые превращали сам народ в орудие зла и насилия. "Творцы" народных чувств объявятся и в году семнадцатом, и позже, когда, например, даже литературную полемику прошлого века употребят в политических целях. ... Салтыков-Щедрин в письме к одному из своих современников по поводу только что напечатанной им "Истории одного города" писал о жизни в России, как о "жизни, находящейся под игом безумия". Конечно же хорошо, что это произведение великого сатирика издавалось в советское время много раз: типы, в нем выведенные, узнаваемы до сих пор. Например -- дю Шарио Ангел Дорофеевич. Вспомним, как этот градоначальник, начав объяснять глуповцам права человека, кончил тем, что объяснил им права Бурбонов... Однако толкование российской действительности, как находящейся "под игом безумия", было характерно для многих литераторов-демократов XIX века; во многом, по их мнению, "эту действительность" России питала история ее государственности -- отсюда и столь резкая критика многих художественных описаний отечественной истории. Но именно этой конкретно направленной критикой и воспользовались затем, в советское время, в качестве своего рода "юридических определений". Осудив и запретив издание, например, большей части исторической беллетристики М. Н. Загоскина, полностью -- Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, К. П. Масальского, Ф. В. Булгарина, Н....
    3. Сенчуров Ю.: Исторические видения Даниила Мордовцева.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: свет более ста томов его произведений. Между тем, роман о современной Мордовцеву народнической интеллигенции - единственная книга писателя, изданная в городе на Неве и в столице в советское время 2 . Хотя только за двенадцать предреволюционных лет (Д. Л. Мордовцев умер в 1905 г.) в Петербурге вышло три собрания его сочинений! Был пресечен интерес русских читателей к главному в творчестве Мордовцева - его исторической беллетристике. Как будто изменение государственного строя должно было означать и столь же решительное изменение интересов читателей - в том числе и к прошлому своего народа. В самом деле. Ни одна из наций Союза не была так унифицирована с понятием о "новой исторической общности", как русская нация. Уже само упоминание о ней стало возможным лишь в разговоре о прошлом, которое в "Истории СССР" рассматривалось сквозь призму современной, особенной идентичности русского - советскому народу. Хотя официальные историки и продолжали маяться между "Россией - тюрьмой народов" и "сплотившей" их "великой Русью". Исторические представления Д. Мордовцева не укладывались в такую историю. Например, чуждым для этих представлений и для истории нашего чувства к родственному народу вообще оказалось так называемое "украинофильство". Производное от "славянофилов", это клеймо было поставлено на всем том, что свидетельствовало о влиянии украинского народа на историю и культуру своего "старшего брата". Кстати, об этом "старшинстве" у Мордовцева были свои представления: именно Украину, прямую наследницу Киевской Руси, называл он "старшей сестрой России". …А почему бы и не так?! В этой связи о самом Мордовцеве можно было бы сказать: хорошо, что этот русский писатель был также и украинским писателем. На Украине это шло из веков: здесь более бережно относились к общим духовным ценностям наших народов. Да, на родине своего...